Каталог статей

Абжалелова Л.А.

Экспортные производственные зоны

В развивающихся странах функционируют в основном экспортные производственные зоны. Это вытекала из главных функций СЭЗ, которые должны выполняться в развивающихся странах. Эти функций обусловлены целями, которые ставит развивающаяся страна перед своей экономикой: обеспечение надлежащего экономического роста, интегрирование страны, ее экономики в мировое хозяйство. Поэтому на экономическую зону в развивающихся странах возлагают большие надежды, и это оправданно.

Если в развитых странах экспортно–производственные зоны ориентированы на внутренний рынок, то в развивающихся они работают преимущественно на внешний рынок. Это связано с тем, что экономические зоны в развивающихся странах могут получать свободно конвертируемую валюту для участия в мирохозяйственных связях только при условии наращивания экспорта производимых в зоне товаров.

Экономические зоны в развитых и развивающихся странах отличаются друг от друга по источникам поступления капитала. В развитых странах источникам капитала в экономических зонах является национальный капитал; в развивающихся странах главным источником капитала в экономических зонах является иностранный капитал. Структура капитала в экономических зонах развивающихся стран складывается примерно так: 2-3% прямых бюджетных средств; 12-15% - вложения из местных бюджетов; 30-35% - льготный государственный кредит; 47-56% - финансирование по линии коммерческих фирм и иностранных инвесторов. Разумеется в разных странах эти проценты тоже могут быть разными.

ЮНИДО, кладя в основу классификации условия инвестирования иностранного и частного капитала в экономическую зону, делит их на следующие три группы. Первая группа, иначе именуемая льготной группой – охватывает отрасли, нуждающиеся в высоких технологиях. Во второй группе (с меньшим уровнем преференциальности) находятся швейная и текстильная отрасли: в этих отраслях используется большая рабочая сила и инвестиции окупаются достаточно быстро. Третью группу называют наименее льготной. Сюда входят отрасли по добыче и переработке местного сырья; в этих отраслях занята в основном национальная рабочая сила.

Главным фактором, на который обычно указывают в развивающихся странах, является наличие дешевой рабочей силы. Свободные (смешанные) экономические зоны могут иметь разные размеры. Могут быть экономические зоны площадью 10 га (к примеру, в г. Джакарте, Индонезия), а могут быть зоны размером в 425 га, как это имеет место в Лепте (Филиппины). Имеет значение не столько величина зоны, а выбор ее местоположения. Если зоны находятся далеко от большого скопления людей, пребывают вдали от морских портов, железнодорожных и иных магистралей, то вряд ли такие зоны будут эффективными. Нет нужды доказывать, что при удачном расположении зоны, она и функционирует лучше. Именно так функционируют экономические зоны Тайваня. Специальная экономическая зона будет тем успешнее разворачивать свою деятельность, чем больше и лучше устроена инфраструктура (связь, отели, дороги, коммуникации) той территории, из которой хотят сделать ту или иную разновидность экономической зоны.

Одним из главных факторов при создании экономической зоны является наличие политической стабильности в принимающей стране. Предоставление льгот иностранным инвесторам является важным фактором успешного функционирования. Одной из главных отличительных черт, присущих практически каждой экономической зоне развивающихся стран, является запрет или, по крайней мере, достаточно жесткая ограниченность на торговлю товарами, произведенными в экономической зоне, на внутреннем рынке принимающего государства.

В развивающихся странах насчитывается не менее 100 экономических зон: из них самое большое количество приходится на Латинскую Америку (более 60), на Азию более 20 зон. В африканских странах: Египте, Заире, Либерии, Тунисе также функционируют экономические зоны [1].  

Экспортно - производственные зоны неплохо зарекомен­довали себя в Индии, Сирии, Южной Корее. Согласно законо­дательству Сирии ввоз и вывоз иностранных товаров не обла­гается налогами и пошлинами, действующими по всей стране. Орган управления экономической зоны сам определяет про­мышленную специализацию зоны с учетом ее возможностей. Сирия имеет опыт учреждения меж­дународных экономических зон. Так, в 1975 году Сирия вме­сте с Иорданией создала совместную свободную промышлен­ную зону «территория деревни Джабер (Иордания) и деревни Насыб» (Сирия). На территории зоны можно делать капитало­вложения в торговые, складские и промышленные объекты Приоритетными направлениями зоны являются: производства, которые обеспечены местным сырьем, трудоем­кие производства, являющиеся таковыми в обеих странах, производства, которые специализируются на передовой тех­нологии. В зоне можно создавать как отечественные (сирийские и иордан­ские), так и иностранные, а также смешанные банковские ин­ституты и их филиалы. Необходимо отметить, что банковские прибыли и операции не облагаются налогами. Операции с иностранной валютой в зоне не ограничиваются. Те, кто рабо­тает в зоне, вправе открывать в зоне валютные счета в банках зоны, при этом владелец счета может пользоваться хра­нящимися на них денежными средствами и на территории зо­ны, и за пределами зоны.

Составляющим успехом создание экономической зоны являются: 1) правильный выбор тер­ритории под экономическую зону; 2) наличие нормальной инфраструктуры в зоне; 3) наличие договоренности с иностран­ными инвесторами о непременном обучении, повышении ква­лификации местной рабочей силы и претворении в жизнь та­кой договоренности; 4) не ожидание, а активный поиск и при­глашение нужных для зоны иностранных инвесторов; 5) нали­чие активной, компетентной, умеющей благоразумно риско­вать команды, составляющей орган управления специальной экономической зоной во главе с его председателем.

Зоны многих стран Юго-Восточной Азии освобождают иностранных инвесторов от уплаты налогов при импорте ими сырья, оборудования, полуфабрикатов, которые они исполь­зуют для производства на экспорт. Но такая льгота не распро­страняется при импорте строительных материалов, транспорт­ных средств. Товары, которые экономическая зона производит для экспорта или для обмена между экономическими зонами, как правило, освобождаются от уплаты налога [2].

Развивающиеся страны посредством экономических зон создают новые экономические и финансовые институты. На­бор льгот, как правило, одинаков. Разница в размерах этих льгот, в продолжительности их предоставления. Различие зон состоит также и в стратегии развития экономики, в уровне ин­фраструктуры зоны, численности и степени квалификации ра­бочей силы и управленческого персонала.

Литература:

1. Инвестиционный режим и условия деятельности иностранного капитала в Латинской Америке, Отв.ред. Л.Л. Клочковский. М,1996

2. Леусский А. И. Экономика зон свободного предпринимательства. Л.,1997