Каталог статей | ||||||
Кузьмин А.В. Регулирование эффективности государственных услугВ качестве одного из ожидаемых результатов реализации федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» было зафиксировано «достижение качественного уровня исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг».Государственная услуга представляет собой нормативно установленный способ обеспечения прав и свобод, а также законных интересов граждан и организаций, осуществляемый посредством взаимодействия физического или юридического лица (потребителя услуги) с органом исполнительной власти и (или) государственной организацией. В связи с новизной понятия ещё не существует официально принятой классификации государственных услуг, а имеются лишь различные авторские подходы. По одной из них государственные услуги подразделяются на публичные и административные. Услуги, направленные на внешних (по отношению к государству) клиентов, называются государственными публичными услугами. Публичные услуги могут носить принудительный характер, налагая обязанность физических или юридических лиц вступить во взаимодействие по определенному поводу с государственным органом для того, чтобы избежать санкций или иных негативных последствий. Если государственные услуги направлены на другие государственные органы, то они считаются государственными административными услугами. К ним относится подготовка документов для государственных органов, согласование, представительство. Обобщенная классификация государственных услуг представлена в таблице 1. Таблица 1. – Обобщенная классификация государственных услуг
В органах исполнительной власти процесс оказания услуги можно рассмотреть как совокупность последовательных административных процессов и процедур, по результатам которых заявитель получает благо, соответствующее определенным параметрам, удовлетворяющее его потребность. Подобные характеристики государственной услуги и процессов её оказания закрепляются в нормативно правовых актах – административных регламентах предоставления органов исполнительной власти государственной (муниципальной) услуги и стандартах государственной (муниципальной) услуги. Регулирование содержания государственной услуги представлено на рисунке. Регламент - это совокупность правил, определяющих и регулирующих процесс деятельности организации, требования к порядку и нормативам его осуществления. Процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. Входы в процесс обычно являются выходами других процессов. Процессы в организации обычно планируются и проводятся в управляемых условиях с целью добавления ценности. Государственные услуги предоставляют многие органы исполнительной власти в РМЭ. Одно из них Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл. В соответствии с возложенными задачами министерство осуществляет лицензирования следующих видов деятельности: · заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов; · заготовка, переработка и реализация лома черных металлов; · розничная продажа алкогольной продукции; · производство, хранение и поставка спиртосодержащей непищевой продукции. На рисунке 1 представлена динамика количества вновь выданных лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.
Рисунок 1. – Количество вновь выданных лицензий на розничную продажу алкогольной продукции по годам В связи с изменением законодательства с 1 июля 2006 года: алкогольную продукцию могли продавать в розничной торговой сети только юридические лица, получившие в установленном порядке лицензию и предварительно оплатившие данную продукцию. Проанализировав рисунок особо можно выделить сравнительно большое количество выданных консультаций по вопросам лицензирования в 2006 году – 648. В первую очередь это связано с изменениями в нормативно-правовой базе и сменой большинством индивидуальных предпринимателей своей организационно-правовой формы. Одним из важнейших достижений современной доктрины достижения качества является принцип процессного подхода к выполнению работы. Для успешного функционирования любая организация, в том числе и Министерство экономического развития, промышленности и торговли РМЭ, должна определить и управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. В заключении необходимо отметить, что соответствовать требованиям стандартов ИСО серии 9000 - это не только поднять работу государственных гражданских служащих Министерства экономического развития, промышленности и торговли РМЭ на новый, более качественный уровень, сделать прозрачными и оптимизировать все процессы управления, но и значительно улучшить качество оказываемых услуг, повысить результативность и эффективность деятельности, что собственно и является главной целью организации. | ||||||