Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зюляев Н.А. Макроэкономическая политика и государственный долгВо время последнего мирового финансово-экономического кризиса наблюдалось существенное изменение роли государства и методов его макроэкономической политики. На саммите G20 в 2008 году представители ведущих стран, подтверждая свою приверженность рыночным принципам, отметили необходимость проведения государственного регулирования экономики в соответствии с новыми задачами. Учитывая недостаточность, господствующих в последние году монетаристских методов регулирования, комплекс антикризисных мер государства включал в себя на ряду с монетарными и фискальные методы. Фискальные методы (снижение налоговых ставок, представление налоговых льгот и субсидий отдельным секторам экономики) были направлены на стимулирование совокупного спроса, а монетарные (снижение учетных ставок, поддержание банковской ликвидности, выкуп проблемных активов) – на сохранение финансового сектора. Во время кризиса особенно остро проявилась необходимость совместных регулирующих действий на финансовом рынке. На это направлено подписанное в 2010 г. руководителями центральных банков 27 стран соглашение «Базель-3» содержащее меры по контрциклическому регулированию финансового рынка.Государство своим вмешательством в функционирование финансового и реального секторов экономики переложило риски с частного сектора на общественный, и усугубило проблему дефицита бюджетов и государственного долга, который стал беспредельно высоким для мирного времени. В 2010 году в США госдолг достиг 62% ВВП ($ 29158 на человека), Великобритании 76% ($26375 на человека), Франции 82% ($27062 на человека), ФРГ 83% ($30024 на человека), а некоторых странах уже превысил величину ВВП (Япония 198%, Греция 143%, Италия 119%, Бельгия 101%). По прогнозу МВФ в промышленно развитых странах в 2014 году отношение госдолга к ВВП достигнет 140%, а в еврозоне 105%, что может вызвать в некоторых странах технический дефолт. Долговой кризис в США и Европе могут поставить под вопрос роль доллара в качестве мировой резервной валюты и существование евро как единой европейской валюты. Традиционно государственный долг считается бременем для национальной экономики, сдерживает экономический рост и снижает благосостояние, поэтому платежеспособность становится специальной задачей макроэкономической политики. Для решения проблемы госдолга в Европе создан Временный стабилизационный фонд, подписано «Соглашение о стабильности, координации и управлении в экономическом и монетарном союзе», которое ограничивает дефициты национальных бюджетов 3% ВВП. Европейский центральный банк стал скупать на миллиарды евро государственные облигации Греции, Испании, Португалии и Ирландии, что снизило для них стоимость заимствования. Главы европейских государств убеждают банки провести "своп" 70 процентов имеющегося у них греческого долга на долгосрочные бонды под пониженный процент. Учитывая возникшее недовольство в ряде стран-донарах масштабом трансфертов из ядра евро зоны на ее периферию, немецкие и французские политики предложили создать механизм продажи части суверенитета кризисной страны в обмен на финансовую помощь. Рост долговой нагрузки и неспособность политиков эффективно решать экономические проблемы привело к снижению ведущими международными агентствами кредитного рейтинга США, Греции, Италии, Испании. Россия с государственным долгом в 11,2% к ВВП в 11,2% относится к странам с низким уровнем долговой нагрузки. На одного россиянина приходится около 1 тыс. долларов государственного долга. Исходя из параметров, заложенных в прогноз социально-экономического развития страны на 2012 – 14 гг. и с учетом планируемых объемов заимствования, и в будущем долговая нагрузка в стране не будет опасной. Для снижения величины государственного долга необходимо, прежде всего, иметь профицит бюджета. В странах ЕС профицит бюджета должен быть на уровне 4,5% ВВП. Для этого потребуется как повышение налоговых ставок, так и сокращение государственных расходов. Сокращение бюджетных расходов не только ведет к мультипликативному снижению совокупного спроса, замедлению темпов роста ВВП и увеличению безработицы, но и вызывает протестные акции со стороны населения и уменьшает поддержку правительства со стороны электората. Вторым условием снижения государственного долга является рост реального ВВП, который увеличивает доходы и налогооблагаемую базу и в соответствии с действием автоматических стабилизаторов растут налоговые сборы и сокращаются социальные трансферты. Причем рост реального ВВП должен превышать реальную ставку процента. Это условие практически во всех странах выполняется, поскольку реальная ставка процента во многих странах близка к нулю. На платежеспособность государства по внешнему долгу определенную роль играет курс национальной валюты. Ее может смягчить проблему государственного долга. Однако этот метод не может быть использован в зоне евро, поэтому в некоторых европейских странах слышаться призывы вернуться к национальной валюте. Таблица 1 Динамика отношения госдолга к ВВП, темпов роста реального ВВП в России и номинального курса доллара.
Источник: www.cbr.ru В России взаимосвязь между изменением отношения госдолга к ВВП и тепами роста реального ВВП и изменением курса рубля описывается следующим уравнением регрессии: R2=0,8.
. Литература: Алексашенко С., Миронов В., Мирошниченко Д. Российский кризис и антикризисный пакет: цели, масштабы, эффективность.//Вопросы экономики 2011 г. №2. С.23 – 49. Клинова М. «Возвращение» государства: «скорая помощь» в кризис или устойчивая тенденция?// Мировая экономика и международные отношения. 2010 №5. С.18 – 31. Шишков Ю. Государство в эпоху глобализации.//Мировая экономика и международные отношения. 2010 г.№1. С.3 – 13. www.gks.ru, www.minfin.ru | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||