главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
Абуева М.М., магистрант Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Казахстан Методология оценки кредитоспособностиОценка кредитоспособности крупных и средних предприятий основывается на фактических данных баланса, отчета о прибыли, кредитной заявке, информации об истории клиента и его менеджерах. В качестве способов оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, делового риска и менеджмента. В мировой и отечественной банковской практике используются различные финансовые коэффициенты для оценки кредитоспособности заемщика. Их выбор определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами финансовых затруднений, кредитной политикой банка. Все используемые коэффициенты можно разбить на пять групп[1, c.224]: I - коэффициенты ликвидности; II - коэффициенты эффективности, или оборачиваемости; III - коэффициенты финансового левериджа; IV - коэффициенты прибыльности; V - коэффициенты обслуживания долга. Показатели кредитоспособности, входящие в каждую из названных групп, могут отличаться большим разнообразием. До кредитной реформы (1930г.) широко использовалась система критериев кредитоспособности, от которой банкиры должны были отталкиваться при оценке кредитоспособности клиента, кредитного риска: 1) характер клиента; 2) способность заимствовать средства; 3) возможность заработать средства в ходе текущей производственной деятельности; 4) капитал клиента; 5) обеспеченность ссуды; 6) условия, в которых совершается кредитная операция; 7) возможность осуществления контроля за ходом осуществления кредитуемой операции. В практике американских банков применяется подобная система, носящая название «правило пяти си», где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву «си». Исходя из этих критериев, существуют определенные способы определения кредитоспособности (в практической деятельности целесообразнее использовать в анализе одновременно несколько способов). Если построить последовательность работы при оценке кредитоспособности, то можно предложить следующий порядок проведения анализа: 1) оценка делового риска кредитуемого мероприятия; 2) оценка менеджмента ссудополучателя; 3) оценка финансовой устойчивости клиента (например, на основе системы коэффициентов); 4) анализ денежного потока заемщика; 5) сбор информации о клиенте, получение психологического портрета заемщика, используя для этого личное интервью с ним и прочую доступную информацию; 6) составление заключения о работе клиента путем выезда на предприятие-ссудополучателя. Оценка кредитоспособности заемщика может быть сведена к единому показателю - рейтинг заемщика. Рейтинг определяется в баллах. Сумма баллов рассчитывается путем умножения классности (1,2,3) любого коэффициента и его доли соответственно в процентах. Так, например, к первому классу могут быть отнесены заемщики, набирающие от 100 до 150 баллов, ко второму - от 151- 250 баллов, третьему - от 251 до 300 баллов. С предприятиями каждого класса кредитоспособности банки по-разному строят свои кредитные отношения. Так, первоклассным по кредитоспособности заемщикам коммерческие банки могут открывать кредитную линию, кредитовать по контокоррентному счету, выдавать в разовом порядке бланковые (без обеспечения) ссуды с установление во всех случаях более низкой процентной ставки, чем для всех остальных заемщиков. Кредитование второклассных ссудозаемщиков осуществляется банками в обычном порядке, то есть при наличии соответствующих форм обеспечительных обязательств. Процентная ставка соответственно зависит от вида обеспечения. Предоставление кредитов клиентам третьего класса связано для банка с серьезным риском. В большинстве случаев таким клиентам банки стараются кредитов не выдавать. Если же банк решается на выдачу кредита клиенту третьего класса, то размер предоставляемой ссуды не должен превышать размера уставного фонда заемщика. Процентная ставка за кредит устанавливается на высоком уровне. В том случае если кредит был выдан клиенту ранее до ухудшения его финансового положения банк должен проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации с целью уберечь предприятие от банкротства, а при невозможности этого - прекратить его дальнейшее кредитование. Таким образом, можно сделать следующие выводы: - в организации банковского кредитования одно из ключевых мест принадлежит определению кредитоспособности заемщика. - под кредитоспособностью следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. - В практике американских банков применяется система оценки кредитоспособности, носящая название «правило пяти си», где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву «си». - последовательность работы при оценке кредитоспособности может быть следующей: 1) оценка делового риска кредитуемого мероприятия; 2) оценка менеджмента ссудополучателя; 3) оценка финансовой устойчивости клиента (например, на основе системы коэффициентов); 4) анализ денежного потока заемщика; 5) сбор информации о клиенте, получение психологического портрета заемщика, используя для этого личное интервью с ним и прочую доступную информацию; 6) составление заключения о работе клиента путем выезда на предприятие-ссудополучателя. - Оценка кредитоспособности заемщика может быть сведена к единому показателю - рейтинг заемщика. Следовательно, рассмотрена система критериев кредитоспособности, носящая название «правило пяти си» и применяемая в практике американских банков. Система критериев кредитоспособности составляет основу для определения внешних рисков кредитуемой операции и учитывается при выборе банком стратегии кредитной работы. Нельзя забывать об изменении критериев оценки внешних рисков в зависимости от развития ситуации в околобанковском пространстве: внешние условия ухудшаются - банковские критерии должны становиться более жесткими. Составить формализованную систему оценки внешних рисков нельзя, и здесь должны работать интуиция банковских служащих, их прошлый опыт, анализ и работа со статистикой. Литература: 1. Банковское дело: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Лаврушина О.И. – М.: Финансы и статистика, 2003 – с. 224 |