главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

К.э.н. Рысина В.А.

Керченский государственный морской технологический университет

Особенности автоматизированного учета необоротных активов

Функционирование любого предприятия неразрывно связано с использованием необоротных активов. Сфера их применения достаточно широка: использование в процессе производства продукции, предоставления услуг, поставки товаров, осуществления административных и социально-культурных функций, передача в аренду другим лицам и т.д.

Состав хозяйственных операций, осуществляемых с необоротными активами, очень разнообразен. Данные операции можно сгруппировать по следующим разделам: учет капитальных инвестиций; учет поступления необоротных активов; учет амортизации необоротных активов; переоценка и уменьшение сущности необоротных активов; учет выбытия необоротных активов.

В программе 1С: «Бухгалтерия для Украины» (версия 7.7) имеется много документов, позволяющих автоматизировать оформление многих хозяйственных операций по каждому из вышеуказанных разделов учета необоротных активов. Исключения составляют операции по переоценке и уменьшению полезности необоротных активов – в программе отсутствуют специальные документы для их оформления. Тем не менее, данные операции могут быть отражены в программе путем ввода необходимых проводок при помощи универсального документа «Операция» (по практике – это аналог документа «Бухгалтерская справка») [3].

Необоротные активы предприятия может приобретать непосредственно у поставщиков либо изготавливать (строить) собственными силами, либо с привлечением сторонних организаций. Расходы, связанные с приобретением и строительством необоротных активов, с момента их признания и до ввода таких объектов активов в эксплуатацию признаются незавершенными капитальными инвестициями (незавершенным строительством) [1, 2]. Для учета и обобщения информации о незавершенных капитальных инвестициях предусмотрен счет 15 «Капитальные инвестиции» с соответствующими субсчетами. Аналитический учета на счете 15 и его субсчетах в программе 1С: «Бухгалтерский учет для Украины» ведется по отдельным статьям капитальных расходов (инвестиций) с возможностью их группировки, как по объектам инвестирования, так и по видам инвестируемых необоротных активов.

Список статей капитальных расходов формируется в программе при помощи справочника «Инвестиции». В нем для каждого объекта капитальных инвестиций можно указать его наименование, единицу измерения счет учета и цену (стоимость) единицы без учета НДС. В соответствии с Инструкцией № 291 аналитический учет капитальных инвестиций необходимо вести по видам необоротных активов, а также по отдельным объектам капитальных вложений. Во исполнение этого требования справочник «Инвестиции» создан трехуровневым. Это позволяет группировать отдельные инвестиции по объектам инвестирования, которые, в свою очередь, могут быть распределены по видам основных средств, нематериальных активов и т.д. Анализ капитальных инвестиций в программе удобно осуществлять при помощи стандартного бухгалтерского отчета «Оборотно-сальдовая ведомость по счету».

В программе 1С: «Бухгалтерский учет для Украины» учет необоротных активов ведется сразу по двум аналитическим направлениям – по местам использования (материально ответственным лицом). Это достигается за счет использования двух видов субконто - «Места хранения» и «Необоротные активы». То есть в проводках, отражающих операции с необоротными активами, соответствующая корреспонденция помимо кода субсчета должна содержать также наименование материально ответственного лица (МОЛ) и наименование объекта необоротного актива. Список возможных мест использования (эксплуатации) необоротных активов, МОЛ предприятия формируется в программе в справочнике «Место хранения».

Для организации списка необоротных активов и хранения параметров, характеризующих каждый отдельный объект, в программе предназначен справочник «Необоротные активы». В нем на каждый объект заполняется карточка, состоящая из двух страниц, содержащая все сведения об объекте. Справочник построен по принципу иерархии, что позволяет группировать списки необоротных активов по различным критериям. Например, если при анализе учетных данных требуется разделять операции с используемыми и не используемыми в хозяйственной деятельности основными средствами, то для этого карточки соответствующих объектов следует разместить в разных группах справочника («Производственные основные средства», «Непроизводственные основные средства»).

Согласно п.10 Методических рекомендаций основанием для зачисления на баланс необоротных активов является акт приемки-передачи [4]. В программе данная процедура оформляется документов «Ввод в эксплуатацию», который можно вызвать из меню «Документы» → «Необоротные активы и «МБП».

В соответствии с П(с)БУ 7, 8 [1, 2] необоротные активы, за исключением земли и незавершенных капитальных инвестиций, подлежат амортизации. Расчет сумм амортизации может осуществляться с применением разных методов, исходя из экономической целесообразности того или иного метода для конкретного объекта. В программе 1С: «Бухгалтерский учет для Украины» установка метода начисления амортизации осуществляется в карточке объекта необоротного актива справочника «Необоротные активы» на странице «Дополнительно». При обращении к полю «Метод расчета износа» программа предлагает выбрать необходимые значения из списка методов согласно П(с)БУ. Для малоценных необоротных активов помимо прямолинейного и производственного методов список будет содержать методы «50 % –50 %» и «100 %».

Кроме метода и параметров начисления амортизации в карточке необоротных активов указываются также счета учета расходов и статья затрат, на которые программа будет списывать суммы амортизации данного объекта. Для этого на странице «Дополнительно» справочника «Необоротные активы» предназначены поля «Счета затрат» и «Вид затрат» соответственно. Из указанного следует, что параметры начисления амортизации для каждого объекта нематериального актива устанавливается в его карточке. Сам же процесс расчета сумм амортизации и отражение результатов расчета в бухгалтерском и налоговом учете осуществляется в программе автоматически при помощи документа «Начисление износа». Этот документ вызывается из меню «Документы» → «Необоротные активы и МПП» и оформляется отдельно для целей налогового и бухгалтерского учета.

Для оформления различных операций, связанных с выбытием необоротных активов, в программе 1С: «Бухгалтерский учет для Украины» предусмотрен документ «Ликвидация необоротных активов». Вызов его диалоговой формы осуществляется из меню «Документы» → «Необоротные активы и МПП».

Программа различает два вида выбытия (ликвидации) необоротных активов – реализация и списание. Списание необоротных активов в программе, в свою очередь, делится на: ликвидацию по решению налогоплательщика или Кабинета Министров Украины; ликвидацию вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы; ликвидацию в связи с вынужденной замены, если виновное лицо установлено; списания по другой причине.

При оформлении документа «Ликвидация необоротных активов» вид выбытия указывается в поле «Вид ликвидации». В зависимости от установленного вида программа динамически меняет состав полей по закладке «Дополнительно». В частности при реализации на этой закладке необходимо указывать параметры покупателя при списании – тип и параметры списания.

В целом, программа 1С: «Бухгалтерский учет для Украины» позволяет полностью автоматизировать учет необоротных активов на предприятиях любой формы собственности.

Литература

1. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства»;

2. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы»;

3. «1С: Предприятие 7.7. Конфигурация «Бухгалтерский учет для Украины» (руководство по ведению учета (описание конфигурации)).

4. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина Украины от 30.09.2003г. № 561.