главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
Докторант PhD Юсупов У.Б. Казахский университет экономики, финансов и международной торговли, Республика Казахстан Влияние МСФО на ведение налогового учета в Республике КазахстанЭкономические преобразования и развитие рыночных отношений в Казахстане диктуют применение общепринятого и понятного в мире подхода к составлению финансовой отчетности. Согласно Стратегии Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева о вхождении в 50 наиболее развитых стран мира, внедрение МСФО способствует переходу казахстанской экономики на качественно новый уровень развития, когда главными ценностями становится благоприятный инвестиционный климат, прозрачность финансовой отчетности, открытость, достоверность финансового положения и результатов деятельности компаний. Налоговый кодекс РК разрабатывался в период действия Казахстанских стандартов бухгалтерского учета (далее - КСБУ). В результате, нормы НК РК во многих случаях основываются на учетной информации и отчетных показателях, сформированных по правилам КСБУ, разработанных и введенных в действие в 1997 году. В связи с переходом на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) произошли изменения в методологических подходах к формированию финансовой отчетности при отражении хозяйственных операций в учетных регистрах, которые затрагивают вопросы исчисления налогов. Появились различия в определениях, содержащихся в МСФО, НК РК, Гражданском кодексе РК, которые создают разночтения в толковании норм и правил налогообложения. В соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и финансовой отчетности субъекты крупного предпринимательства, организации публичного интереса обязаны применять МСФО, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право выбора для применения Национальные стандарты финансовой отчетности (НСФО), которые в свою очередь по многим аспектам дублируют положения МСФО. Анализ положений НК РК в сопоставлении с положениями МСФО выявляет наличие конфликтных ситуаций, возникновение которых неизбежно при проведении налоговых проверок. Прежде всего, возникновение подобных ситуаций обусловлено следующими обстоятельствами: - МСФО предполагает разные или альтернативные подходы к объектам учета в ряде случаев, позволяет применение «профессионального суждения»; - при учете актива, МСФО не принимает во внимание право собственности на данный актив, а основывается на экономической выгоде данного актива для субъекта; - МСФО подвержено частым изменениям, вносимым Комитетом по МСФО, что может нивелировать все попытки приведения в соответствие положения налогового законодательства и МСФО по состоянию на определенную дату. 1) переработке Налогового кодекса с учетом положений МСФО (что достаточно трудоемко в виду частых изменений в МСФО, вносимых Комитетом по МСФО, неопределенности статуса самих МСФО и т.д.); 2) разработке положений (инструкций) по определению объектов налогообложения с учетом МСФО и НСФО (не соответствует принципу прямого действия положений и норм кодекса и др. объективных причин); 3) внесению изменений в налоговое законодательство, направленных на четкое определение правил исчисления налогооблагаемой базы, вне зависимости от правил бухгалтерского учета (МСФО, НСФО). Переход на международные стандарты финансовой отчетности, как это показывает международная практика, сопряжен с рядом не стыковок, возникающих между национальным законодательством и требованиями стандартов. Например, МСФО-1 дает компаниям право самим определять разделы баланса, то есть каждая компания должна определить представлять оборотные и внеоборотные активы и обязательства как отдельные разделы. Если компания предпочитает не проводить это разделение, только тогда активы и обязательства следует представлять в порядке их ликвидности. Структура баланса уже утверждена уполномоченным органом. Это лишает организации права выбора, предусмотренного МСФО. Налоговая отчетность, в частности приложение к форме 100 декларации по корпоративному подоходному налогу уже имеет жесткую структуру, не позволяющую организациям применять альтернативную форму баланса. До настоящего времени какая-либо экспертиза или изучение этих проблем у нас не проводились. Практика применения некоторыми акционерными обществами правил МСФО уже выявляет ситуации, влияющие на финансовое положение организаций. Реальная ситуация, суть которой изложена главным бухгалтером одной из организаций: - естественный монополист увеличил стоимость своих основных средств до справедливой (рыночной) стоимости, естественно, в результате увеличилась сумма амортизации в несколько раз; - эта сумма была включена в тариф, Антимонопольный комитет этот тариф не утвердил и снизил его, в свою очередь, в несколько раз; То есть для ряда естественных монополистов переход на МСФО грозит не только получением отрицательного финансового результата, но и увеличением налогооблагаемой базы для налога на имущество, а в некоторых случаях - увеличением тарифов для населения. В связи с переходом на МСФО может возникнуть вопрос и в отношении уменьшении стоимости запасов в связи с переоценкой до чистой стоимости реализации. Для многих коммерческих негосударственных организаций, осуществляющих свой внутренний контроль, это может быть прослежено и понято. Вопрос в том, что для других организаций это же положение может способствовать уценке запасов якобы в соответствии с МСФО с последующими манипуляциями с этим имуществом. Это касается государственных предприятий в части сохранности государственного имущества, переход которых на МСФО обязателен. Например, МСФО позволяет уменьшить стоимость запасов до минимальной стоимости («чистой стоимости реализации») и реализовывать их на сторону как утратившие свои потребительские качества. После реализации таких товаров определить, действительно ли товары подлежали уценке, не представляется возможным. Литература: 1. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии". 2. Байдусенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Финансы Казахстана.-2004 № 4.- с. 23-32 3. Ергожин Д. Новый кодекс существенно приближает налоговую систему Казахстана к мировой практике// Налоги и финансы, №1,2009 г. |