главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Назаренко К.В.

Днепропетровский университет им. Альфреда Нобеля

Таможенные пошлины как инструмент регулирующей функции государства

Таможенная пошлина является непрямым налогом, который удерживается с товаров, транспортных средств, других предметов, перемещающихся через таможенную границу страны, и выполняет как фискальную, так и регулирующую функцию государства [1]. Регулирующая функция направлена на формирование рациональной структуры импорта и экспорта, защиту национального производителя, поощрения или ограничения экспорта.

На практике применяется несколько видов пошлины: ввозные, вывозные, сезонные, специальные, антидемпинговые, компенсационные и пр.

Ввозная пошлина начисляется на товары и другие предметы при ввозе таких на таможенную территорию. Она является дифференцированной: относительно товаров, происходящие из государств, входящих вместе с Украиной к таможенным союзам или образуют специальные таможенные зоны; относительно товаров, которые происходят из стран или экономических союзов, пользующихся в Украине режимом наибольшего содействия.

Вывозная пошлина начисляется на товары и другие предметы при их вывозе за пределы таможенной территории.

Сезонная пошлина применяется на отдельные товары на срок не более четырех месяцев с момента его установления и может быть ввозной и вывозной.

Специальная пошлина применяется как способ защиты украинских изделий в целом; как способ защиты национального товаропроизводителя, когда товары ввозятся на таможенную территорию Украины в объемах или при условиях, что могут наносить вред национальному товаропроизводителю; как мера предосторожности относительно участников внешнеэкономической деятельности, которые нарушают национальные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности; как мероприятия в ответ на дискриминационные или недружелюбные действия других государств, таможенных союзов.

Антидемпинговая пошлина применяется в случае ввоза на таможенную территорию товаров, являющиеся объектом демпинга, который наносит вред национальному товаропроизводителю; вывоза за пределы таможенной территории товаров по цене, существенно более низкой от цен других экспортеров подобных или конкурирующих товаров.

Компенсационная пошлина применяется в случае ввоза на таможенную территорию товаров, являющихся объектом субсидирующего импорта, который наносит вред национальному товаропроизводителю; вывоза за пределы таможенной территории товаров для производства переработки, продажи или потребления которых предоставлялась субсидия, если такой вывоз наносит вред государству.

Уплата пошлины осуществляется на момент пересечения таможенной границы. Функция взимания таможенных пошлин возложена на Государственную таможенную службу Украины (ГТСУ), к задачам которой относится не только контроль за соблюдением законодательства по вопросам таможенного дела, но и создание благоприятных условий для ускорения товарооборота и пассажиропотока через таможенную границу Украины.

Необходимо отметить, что у субъектов предпринимательства, импортирующих товары для последующей реализации, на период от уплаты ввозной пошлины к реализации потребителям происходит отвлечение (иммобилизация) их оборотных средств.

В связи с этим на сегодняшний день актуальной остается проблема уклонения субъектов внешнеэкономической деятельности от уплаты обязательных таможенных платежей. Безусловно, это признается преступлением и наказывается в соответствии со ст. 212 УК Украины [2]. Однако такой фискальный подход не всегда дает положительный результат.

Так, для физических лиц возможен дифференцированный подход, а именно размер пошлины не должен превышать размера средней заработной платы в стране.

Для юридических лиц размер пошлин должен быть таким, чтобы субъект хозяйствования при импорте/экспорте товара, уплачивая обязательные платежи в бюджет, не замораживал свои оборотные средства. А на товары, которые не производятся на территории Украины, сбор таможенных пошлин сделать минимальным, либо применять разветвленную систему льгот.

Таким образом, таможенная администрация Украины должна работать в направлении упрощения и гармонизации таможенных процедур, а также безопасности и упрощения международной торговли, реагируя на изменения внутреннего и внешнего состояния экономики.

Литература:

1. О Таможенном тарифе Украины: Закон Украины от 5 апреля 2001 г. № 2371-III (2371-14).

2. Кримінальний кодекс України: Закон України від 05.04.2001 р. № 2341-ІІІ (з наступними змінами і доповненнями).