Каталог статей

Сибирева А.Ю., Челышева Т.В.

Развитие малого бизнеса в Украине

Формирование рыночной системы хозяйствования требует повышения
предпринимательской активности, а, следовательно, развития малого и
бизнеса.

С теоретических позиций малое предпринимательство — это самостоятельная, систематическая хозяйственная деятельность малых предприятий любой формы собственности и граждан-предпринимателей (физических  лиц), осуществляемая на собственный риск с целью получения прибыли. Малое предпринимательство является одним из способов устранения диспропорций на отдельных товарных и региональных рынках, создания дополнительных рабочих мест и сокращения безработицы, внедрения инноваций и прогрессивных технологий. Этот сектор рыночной экономики существенно влияет на структурное реформирование хозяйственного механизма, обеспечивает создание конкурентной бизнес среды, укрепление экономического потенциала регионов.

Кроме того, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счёт этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Однако малые предприятия допускают массу нарушений. Это происходит по двум причинам: из-за низкой квалификации бухгалтеров и частых изменений налогового законодательства.

Низкую квалификацию бухгалтеров можно объяснить тем, что большинство малых предприятий из-за нехватки денежных средств не могут привлекать высококвалифицированных работников. Во многих малых предприятиях бухгалтерами работают директора этих же предприятий, не имеющие экономического образования и не знающие многочисленных нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

В Украине количество малых предприятий возросло с 100,5 тыс. в 1999г. до 235 тыс. в 2009г. Однако по количеству малых предприятий, приходящихся на 10 тыс. населения, Украина еще в несколько раз отстает от стран Балтии и Росси, в 10 раз — от Румынии и Словении, в 50 раз от Польши, Венгрии, Чехии. Украинские малые предприятия обеспечивают рабочими местами лишь 2,2 млн. лиц. Это около 8% общего количества работников, тогда как в странах с рыночной экономикой аналогичный показатель превышает 50%. Вклад малого бизнеса Украины в создании валового национального продукта составляет 10 — 15% по сравнению с 50—70% в развитых странах.

Для дальнейшего становления и развития малого предпринимательства в Украине необходимо проводить политику его государственной поддержки. По оценке руководителей малых предприятий, среди проблем, мешающих развитию малого бизнеса в Украине, на первом месте высокие налоги (95%), на втором — их большое количество (82%), далее - частые изменения законодательства (60%) и отчетности (70%), а также сложность получения кредита (16%) и давление со стороны местных властей (9%). Также следует отметить большое количество проверок малых предприятий органами государственной власти.

Развитие малого и среднего бизнеса несет в себе множество важных преимуществ, особенно в условиях сложившегося экономического кризиса:

§ увеличение числа собственников, а значит, появление среднего класса  - главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

§ рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

§ селекция наиболее энергичных индивидуальностей, для которых
малый бизнес становится первичной школой самореализации;

§ создание рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

§ трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;

§ подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою классификацию на месте работы;

§ разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;

§ ликвидация монополии производителей, создание конкурентной
среды;

§ мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе бы остались невостребованными, а также более эффективное их использование;

§ снижение фондовооруженности и калиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений;

§ улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.