Каталог статей |
Буштрук А.В. Подходы к созданию системы материальной мотивации персоналаРазработка системы мотивации – одна из наиболее востребованных сегодня консалтинговых услуг. С одной стороны, такая система должна стимулировать сотрудников к эффективной работе, с другой — быть экономически оправданной. Существует ряд требований, на которые следует ориентироваться при создании системы стимулирования:– объективность: размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда; – предсказуемость: работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда; – адекватность: вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего коллектива, его опыту и уровню квалификации; – своевременность: вознаграждение должно следовать за достижением результата как можно быстрее (если не в форме прямого вознаграждения, то хотя бы в виде учета для последующего вознаграждения); – значимость: вознаграждение должно быть для сотрудника значимым; – справедливость: правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому сотруднику организации и быть справедливыми, в том числе с его точки зрения [1]. Рассмотрим, что нужно сделать на каждом из перечисленных выше этапов. Один из наиболее распространенных вариантов оплаты труда представляет собой выплату постоянной части вознаграждения (ежемесячно) и его переменной части (по результатам труда. Хотя постоянная часть вознаграждения и не позволяет сориентировать сотрудников на более интенсивный труд и решение определенных задач, она призвана сформировать у них лояльность по отношению к компании (направлена на формирование долгосрочных стимулов). Создание системы постоянных (базовых) выплат должно проводиться по итогам формирования структуры персонала, которое может проводиться по следующей схеме: 1. Анализ деятельности сотрудников на рабочих местах. На этом этапе нужно определить, выполнение каких действий входит в обязанности работника при существующей системе управления, а также проанализировать их необходимость. 2. Составление списка обязанностей для каждой должности. После этого нужно внести коррективы в существующие должностные инструкции и ознакомить с ними сотрудников. 3. Оценка ценности рабочих мест. Оценка может проводиться различными способами: – все должности разбиваются по группам (например, «рабочие», «специалисты» и «руководители») и определяется ценность для каждой из групп. В рамках этих групп можно выделить подгруппы («линейные руководители», «менеджеры среднего звена», «топ-менеджмент» и т. д.). Затем нужно определить конкретные значения заработной платы каждой группы должностей; – оклады устанавливаются руководством компании на основе личного опыта и собственных представлений о рынке труда; – должности ранжируются по степени важности топ-менеджерами компании. Затем определяется суммарный фонд заработной платы, который распределяется по должностям в соответствии с присвоенной степенью важности. После распределения фонда заработной платы оклады корректируются; – каждой должности присваиваются баллы по нескольким факторам. Выбираются те факторы, которые признаются членами экспертной группы наиболее важными (интенсивность труда, квалификация, ответственность и т. д.). После этого должности ранжируются в соответствии с набранными баллами. К примеру, в США в совокупном вознаграждении сотрудников в среднем около 72,6% приходятся на постоянную заработную плату, 7,9% — на дополнительные выплаты, предусмотренные законом, 1,6% — на бонусы. Оставшаяся часть распределяется между медицинской страховкой, оплатой отпуска и другими выплатами [1]. Одна из наиболее эффективных методик оценки ценности рабочих мест, которая уже содержит необходимые факторы и механизмы расчета, — методика Эдварда. В упрощенном виде должность оценивается следующим образом: Суммарный балл должности = Опыт × Интеллектуальная активность × Ответственность. В предложенной формуле значение показателя «Опыт» рассчитывается с учетом трех показателей: профессиональных знаний, сложности и разнообразия выполняемых действий, взаимодействия с другими людьми [2]. Эдвард Хей разработал специальные таблицы, по которым можно оценить все вышеперечисленные показатели и рассчитать суммарный балл должности.
Литература: 1. Майстер Д. Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги: пер. с анг. / Д. Майстер – М: «Альпина Паблишер», 2005 – 414 с. 2. Лепьохіна-Таберко І.О. Мотивація як процес управління персоналом підприємств / І.О. Лепьохіна-Таберко І.О // Економічний простір – №50, 2011 – С. 251-258
|