Каталог статей |
Бутрик Г.А. Особенности развития мобильного маркетинга в УкраинеНа сегодняшний день, стремительное развитие и распространение новых информационных и коммуникационных технологий приобретают характер глобальной информационной революции, которая все больше влияет на формирование общества. Во многих странах мира маркетологи и рекламные агентства очень широко используют мобильный маркетинг, а требование указания номера мобильного телефона во время совершения онлайн-покупок является почти обязательным [6].Абоненты мобильной связи сегодня становятся для спамеров более привлекательной аудиторией, нежели пользователи. По данным британской телекоммуникационной компании Mobile Data Association, количество SMS в мире составляет более 100 миллиардов в день. Учитывая указанное, объективная необходимость дальнейшего развития теоретических и методико-прикладных основ мобильного маркетинга с учетом современных особенностей коммуникационных процессов в Украине обусловила актуальность исследуемой проблемы, ее цели и содержания. Отдельные вопросы информационной деятельности, связанной с мобильным маркетингом, рассмотрены в работах Г. Холланда, Кр. Баммель [2], А. Майкла, Б. Солтера [5], А. Пирсона [1], С. Крум [3]. В этой области широко представлены Internet-издания, освещающие мнения, изложенные в Internet-обсуждениях, многочисленных статистических Internet-исследованиях [6]. Целью статьи является теоретическое обобщение и изучение особенностей развития мобильного маркетинга в Украине, его правового и социального аспекта как одного из основных элементов маркетинговых инноваций современности. Понятие мобильный маркетинг (mobile marketing) появилось несколько лет назад. По сути, это – комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение товаров или услуг с помощью средств мобильной связи. Инструменты мобильного маркетинга включают современные форматы и технологии передачи информации в сети сотовой связи: голосовую информацию (IVP), текстовую информацию (SMS), графическую информацию (EMS), фото- и видеоинформацию (MMS), технологии, позволяющие реализовывать неголосовые интерактивные коммуникации (WAP, Java), контент (темы, изображения, мелодии, слайд-шоу), игры и программы, Bluetooth-маркетинг и рекламу во время разговора. Правда, в Украине синонимом мобильного маркетинга пока является SMS технология. В среднем на мобильную рекламу предприниматели соглашаются тратить 10-15% своего бюджета, но эта цифра будет расти. Ежемесячно появляются новые и оригинальные решения, открываются агентства (в Украине существует три крупнейших конкурентных агентства мобильного маркетинга: OS-Direct, LEAD9 Mobile Marketing и i-Free Украина), все больше и больше компаний использует мобильную связь как средство привлечения и укрепления лояльности потребителя [4]. Людей, которые имеют мобильные телефоны, в Украине более 30 миллионов. 90% городского населения в возрасте от 18 до 45 лет используют мобильный телефон. Наиболее активно использует мобильную связь группа в возрасте 26-35 лет. Этот сегмент интересен большинству категорий продуктов. Популярность использования SMS-сообщений и рассылок по электронной почте с целью увеличения объема продаж объясняется прежде всего низкой себестоимостью такой рекламы и возможностью охвата широкого круга аудитории, т.к. до 90% людей читают все принятые SMS, что в несколько раз превышает эффективность писем через Интернет. При этом количество интернет-спама составляет 90% от всей сетевой корреспонденции, а доля SMS-спама - 10-20%, что объясняется гораздо большей ценой таких сообщений. К тому же следует отличать санкционированные рассылки, на которые получатель дает свое согласие отправителю, от спама, который никем не заказывается. Первые - законны, абонент на них периодически отзывается. Второй - вне закона, и вызывает только негативное отношение к компаниям, которые его распространяют, еще и заражает телефон вирусами. Операторы мобильной связи, в свою очередь, подписывают договоры о SMS-сообщениях с другими операторами или компаниями, которые предоставляют такие услуги, например, контент-провайдерами. То есть любой оператор или компания, которые подписали такой договор, отвечающий ряду требований для работы с операторами мобильной связи, технически может подключиться к SMS-шлюзу оператора и проводить рассылки. Подобные договоры должны содержать ряд условий и запретов по тематике сообщений. Организации, занимающиеся рассылкой спама, на самом деле очень редко отвечают за нарушение законодательства - прежде всего из-за нежелания абонентов предъявлять официальные претензии. Получателей часто отпугивает длительность процедуры нахождения спамера, и наличие претензии не всегда заставляет компанию-инициатора рассылки принять меры по устранению подобной практики в дальнейшем. Осуществление рассылки регулируется Законами Украины «О рекламе», «О защите персональных данных», «О защите прав потребителей». Регулировать работу спамеров призван и Уголовный кодекс, в котором указано, что обязательным условием наличия состава преступления должно быть нарушение или прекращение работы компьютеров, систем или сетей вследствие распространения сообщений электросвязи. Штраф составит от 500 до 1 тыс. необлагаемых минимумов или лишение свободы на срок до трех лет. Однако ни один человек по этой статье пока осужден не был. Защищает права абонентов и Кодекс мобильного маркетинга, который подписан 35 компаниями, в том числе и самими мобильными операторами Украины. Основывается он преимущественно на законах, упомянутых выше, и содержит правила использования инструментов мобильного маркетинга. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что мобильный маркетинг приобретает распространение и качественно новые изменения за счет увеличения инструментария, который может применяться в рамках маркетинговых акций. В Украине он представлен чаще SMS-технологиями, но это только начало. Такой вид рекламы уже доказал свою эффективность в Европе и Америке. Очевидно, что сам по себе мобильный маркетинг вряд ли может существовать. Скорее всего, он может быть использован как один из элементов комплексного продвижения. Проблемой остается, пока, SMS-спам, хотя, в целом, ситуация со спамом в Украине еще не достигла уровня стран Европы и некоторых азиатских стран, но тем не менее, она начинает назревать. Однако радует то, что принимаются активные меры по борьбе с ним. Перспективы дальнейших исследований лежат в плоскости разработки рекомендаций для физических и юридических лиц о необходимости и целесообразности использования современных технологий мобильного маркетинга в рамках современной законодательной базы в Украине.
Литература: 1. Пирсон А. Мобильная революция / А. Пирсон-Куолекс Паблишинг, 2010. – 178 с. 2. Холланд Г. Мобильный маркетинг / Г. Холланд, Кр. Баммель – М. :Вершина, 2006. – 208 с. 3. Крум С. Мобильный маркетинг / С. Крум – Кью, 2010. – 360 с. 4. Мобильный маркетинг в Украине [Електронний ресурс]. – Режим доступу: [сылка более недоступна} 5. Майкл А. Мобильный маркетинг. Создание конкурентного преимущества с помощью беспроводных технологий / А. Майкл, Б. Солтер. – Группа ИДТ, 2007. – 400 с. 6. Федорак Я. Мобільний маркетинг – нові тенденції розвитку інтернет-бізнесу [Електронний ресурс] / Я Федорак. – 2007. – Режим доступу: [сылка более недоступна} |