Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Костенко Т. В. Процесс коммуникаций на фирмеПроблема эффективных коммуникаций – одна из ключевых в деятельности руководителей, так как с их помощью совершается обмен сообщениями, которые выражаются различными символами и имеют определенное смысловое содержание. Западные специалисты утверждают, что руководители от 50% до 90% своего рабочего времени тратят на коммуникации, поэтому, если они налажены плохо решения могут быть ошибочными, работники неправильно поймут команды и, следовательно, произойдет деформация в межличностных отношениях [3].Однако, несмотря на то, что проблемой организации эффективных коммуникаций на предприятии длительное время занимались различные ученые, до конца решить ее так и не удалось. Анализ деятельности предприятий дает возможность констатировать, что создание эффективной, надежной системы обмена информации, которая соответствовала требованиям полноты, достоверности, оперативности, гибкости – одна из самых сложных проблем в организации [4]. Среди тех, кто проводил исследования в данной области необходимо выделить: Альберта М., Анопченко Т. Ю., Мартиненко М. М., Мескона М., Осовскую Г. В., Пушкар Р. М., Чернышева М. А., Хедоури Ф. и др. [1, 2, 3, 4, 5]. Цель статьи – провести анализ каналов, способов и барьеров коммуникаций на предприятии. Предмет исследования – процесс коммуникаций. Объект исследования – общество с ограниченной ответственностью «Донецкий центр технического снабжения «Регион» (ООО «ДЦ ТС «Регион»). ООО «ДЦ ТС «Регион» - юридическое лицо, которое основано в 2001 году. Оно имеет самостоятельный баланс, текущий и валютные счета в банковских учреждениях, круглую печать со своим полным наименованием на украинском языке, штамп и фирменный бланк. ООО «ДЦ ТС «Регион» занимается установлением систем вентиляции, кондиционирования, отопления, холодоснабжения, водоотведения, автоматизации и электрических сетей на промышленных предприятиях, в торгово-жилищных комплексах, частных домах. Также общество осуществляет производство воздуховодов различных видов: прямоугольного и круглого сечения для системной вентиляции, фасонных изделий к ним, шумоглушителей и другой продукции. Данная организация относиться к среднему типу предприятия. Число работающих – 101 человек. Охарактеризуем каналы и способы организации коммуникаций в ООО «ДЦ ТС «Регион». На данном предприятии используется два типа коммуникаций: формальный и неформальный. Первый тип предусмотрен организационной структурой, в которой обозначены каналы прохождения информации. Формальные коммуникации, в свою очередь, делятся на вертикальные, горизонтальные и диагональные (рис. 1). Вертикальные коммуникации представляют собой процесс передачи информации сверху вниз и снизу вверх [2]. На данном предприятии коммуникации сверху вниз преобладают и позволяют решить следующие задачи: ознакомление работников с целями организации для осознания ими важности выполняемой работы; изложения конкретных инструкций относительно выполнения работ; обеспечение понимания работы и ее связи с другими заданиями организации; предоставление информации о процедурах и методах выполнения работ; обеспечение подчиненных информацией обратной связи о результатах деятельности организации.
Рисунок 1 – Типы коммуникаций в ООО «ДЦ ТС «Регион»
Результаты анализа вертикальных коммуникаций «сверху вниз» в ООО «ДЦ ТС «Регион» позволили выяснить, что они помимо преимуществ - помогают связывать разные уровни организации, координировать их деятельность - имеют и недостатки: создают предпосылки для формирования авторитарной системы; значительно загружают подчиненных, происходит потеря информации в результате искривлений, ошибочной интерпретации. Данную проблему в обществе целесообразно решить путем организации потоков информации снизу вверх, то есть формировании эффективной обратной связи. Горизонтальные коммуникации обеспечивают обмен информацией между различными подразделениями одного уровня для координации их задач и целей [4]. Результаты анализа данного типа коммуникаций в ООО «ДЦ ТС «Регион» позволяют сделать вывод, что горизонтальные коммуникации достаточно эффективны. Это объясняется значительным уровнем понимания сотрудниками характера работы своих коллег и проблем, которые возникают в процессе функционирования смежных подразделений. Диагональные коммуникации на данном предприятии осуществляются между лицами, которые находятся на разных уровнях иерархии. Например, между главным бухгалтером и программистом, когда последний консультирует первого по вопросам, возникающим в процессе работы с компьютером. Данный вид коммуникаций очень развит в ООО «ДЦ ТС «Регион»: большинство работников, независимо от занимаемой должности, часто оказывают помощь друг другу в решении тех или иных проблем. Неформальные коммуникации не предусмотрены организационной структурой. Однако практика свидетельствует, что значительная часть коммуникаций совершается неформально, с помощью незапланированных руководством способов [3]. Проведенный анализ показал, что в процессе обмена информацией между различными сотрудниками предприятия часто возникают коммуникационные барьеры (табл. 1). Таблица 1 Барьеры коммуникаций и пути их решения в ООО «ДЦ ТС «Регион»
По результатам проведенного анализа можно предложить следующие рекомендации: 1. Использование внутриорганизационных информационных систем. Например, на стенде, который лучше всего расположить на первом этаже офиса, информировать работников о предстоящих корпоративных праздниках, юбилеях и других знаменательных событиях (рождение ребенка у работника общества, повышении по службе и т. д.). 2. Для рационализации информационных потоков предлагается внедрить на предприятии современные программные продукты такие как: «FossDoc Professional» (система электронного документооборота), «1С: Зарплата и управление персоналом 8 КОРП», «OpenScape UC Application Personal» и др. Информационная система «OpenScape UC Application Personal» - это программный продукт для унифицированных коммуникаций и совместной работы сотрудников предприятия, которые в основном находятся в офисе, но иногда работают дома или становятся мобильными пользователями. ПП «OpenScape UC Application Personal»не требует наличия сервера, что способствует его простому, быстрому и экономному внедрению в ООО «ДЦ ТС «Регион». Это решение предоставит функциональные возможности программного телефона и базовые возможности управления вызовами и их фильтрации; доступ к ПО совместной работы и каталогам; журнал вызовов; возможность организации аудио конференций и многостороннюю видео-конференц-связь с поддержкой до 8 участников. 3. Применение современных информационных технологий, таких как электронная почта, скайп, чат помогут работникам общества значительно сэкономить время и создать эффективную коммуникационную сеть. На основании анализа каналов и способов коммуникации в ООО «ДЦ ТС «Регион», барьеров, возникающих в процессе обмена информацией можно сделать следующие выводы: 1. В ООО «ДЦ ТС «Регион» существует два типа коммуникаций: формальный и неформальный. Формальные, в свою очередь, делятся на вертикальные, горизонтальные и диагональные виды коммуникаций. 2. При обмене информацией относительно хозяйственной деятельности предприятия между сотрудниками возникают различные барьеры (конкуренция между сообщениями; восприятие сообщения адресатом; язык, логика, абстракция; статус лица, который посылает сообщение), что увеличивает затраты времени, необходимые для сбора информации, и усложняет процесс принятия решений в целом. 3. Совершенствование системы коммуникаций в обществе целесообразно проводить путем взаимных межличностных и организационных отношений: для охвата большей аудитории расположить электронную доску объявления в офисе предприятия; оптимизировать информационные потоки, путем применения программных продуктов:
Литература: 1. Коммуникационный менеджмент/Т. Ю. Анопченко, М. А. Чернышев, Г. А. Болошин и др. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 381 с. 2. Коммунікації в менеджменті/Г. В. Осовська. – Київ: Кондор, 2008. – 215 с. 3. Мартиненко М. М. Основи менеджменту. – К.: Каравелла, 2007. – 494 с. 4. Менеджмент – теорія та практика/Р.М. Пушкар, Н.П. Тарнавська – Т.: Карт-бланш, 2008 – 486 с. 5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2008 г. – 665 с.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||