Каталог статей |
Жиленкова Е. Е. Транспортная политика Европейского СоюзаТранспорту принадлежит ведущая роль в развитии экономики любой страны. Он является основой эффективного функционирования экономики, а также обеспечивает мобильность населения.Актуальность данной статьи объясняется тем, что Европейский Союз является сложным образованием, и для эффективного сотрудничества и взаимодействия всех стран входящих в его состав необходимо существование транспортной системы способной обеспечить потребности экономики Европейского Союза и потребности его населения. Целью данной статьи является исследование основных проблем, существующих в области транспорта в ЕС, а также анализ мер, которые принимаются в рамках транспортной политики Европейского Союза для устранения этих проблем. Транспорт является важнейшим структурным элементом экономики Европейского сообщества. Общие расходы, связанные с транспортным сектором, ежегодно составляют около 1 млрд. евро (т.е. более 10% ВВП государств ЕС) [1]. В то же время развитие транспортной системы ЕС сталкивается с рядом серьезных проблем, значительно снижающих её эффективность. К ним в первую очередь необходимо отнести: · транспортную перегруженность отдельных территорий и направлений в первую очередь - автомобильных магистралей, некоторых участков железнодорожной сети, городских дорог, аэропортов и т.д., вызывающую существенные экономические потери и снижение качества жизни населения, а также одновременное ухудшение транспортного обеспечения ряда периферийных территорий [2]; · транспортную аварийность; · вредное воздействие на окружающую среду, здоровье населения, климат; · значительное потребление невозобновляемых ресурсов (нефтепродуктов). Проблема транспортной перегруженности отдельных территорий и направлений впервые появилась в Европе в начале 90-х годов прошлого века. Следует отметить, что рост перегрузки и соответствующее увеличение транспортных заторов является основной причиной снижения эффективности функционирования общеевропейской транспортной системы, её экономической конкурентоспособности, роста числа и тяжести ДТП. С ростом числа заторов непосредственно связано и увеличение негативного воздействия транспорта на окружающую среду, здоровье населения, климат планеты. По оценкам западных экспертов только прямые потери, связанные с перегруженностью автомобильных дорог составляют в настоящее время 0,5% ВВП Европейского сообщества, а к 2010 году их величина может возрасти до 1% ВВП [1]. Перегруженность транспортных коммуникаций и транспортных узлов в ЕС связывается с тремя ключевыми факторами: · дисбалансом в развитии различных видов транспорта; · отсутствием должного взаимодействия между различными видами транспорта; · неадекватностью роста объёмов транспортной деятельности экономическому росту. Отдельной серьёзной проблемой является финансирование развития и совершенствования транспортной инфраструктуры ЕС в условиях ограниченности средств национальных бюджетов и бюджета Сообщества. Транспортная политика является одной из важнейших составляющих политик ЕС. Она изложена в Белой книге "Европейская транспортная политика на период до 2010 года - время решать" [2]. В соответствии с данной книгой, в целях снижения перегрузки транспортной инфраструктуры и связанных с ней негативных социально-экономических последствий, а также общего повышения эффективности и конкурентоспособности транспортного сектора Европейская транспортная политика предусматривает решение следующих основных задач: · изменение соотношения между различными видами транспорта; · развитие взаимодействия между различными видами транспорта; · устранение естественных препятствий (барьеров), отрицательно сказывающихся на развитии перевозок за счёт развития магистральной транспортной сети и совершенствования управления движением на ней; · финансирование развития транспортной инфраструктуры; · реализация комплекса мер по повышению безопасности транспорта (в первую очередь - безопасности дорожного движения); · создание эффективных механизмов платности пользования транспортной инфраструктурой, обеспечивающих компенсацию полных затрат общества; · совершенствование функционирования пассажирского транспорта; · совершенствование систем городского транспорта и повышение "устойчивости" их функционирования; · принятие мер, направленных на "смягчение" возможных негативных последствий расширения Евросоюза; · повышение роли Евросоюза в формировании механизмов международной транспортной политики. Таким образом, транспорт является важным структурным элементом экономики Европейского Союза. Одной из важнейших проблем в области транспорта в ЕС является перегруженность транспортной системы, которая оказывает отрицательное влияние на темпы развития экономики, уровень жизни населения и состояние его здоровья, экологическую обстановку. Транспортная политика ЕС изложена в Белой книге "Европейская транспортная политика на период до 2010 года - время решать". Литература: 1. www.europa.eu.int – Сайт Европейского Союза 2. «Політика Європейської інтеграції» - навч. посібник. «Професіонал»., 2007 |