главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Болгов И.С.

Самарский государственный экономический университет, Россия

Развитие автомобильного кластера региона

Инновационный сценарий регионального развития предопределяет ускоренную модернизацию всего технологического спектра, включая институциональные технологии – развитие прогрессивных сетевых форм пространственной организации хозяйства. К числу таких форм относят: территориальные кластеры, подразумевающие активное сотрудничество и взаимодействие; обмен знаниями, опытом инновационных преобразований, что позволяет увеличить конкурентоспособность каждого члена кластера; территориальное размещения. В индустриально развитых регионах России, активно формирующих сетевую экономику и, в частности, кластерную форму организации экономического пространства, задачи кластеризации чаще всего рассматриваются с точки зрения кластерного подхода, который заключается в создании устойчивых комплексов промышленных предприятий, традиционно представленных в отраслевой структуре региона. В таких промышленно-развитых регионах, как Самарская, Ленинградская, Калужская области наиболее популярна идея развития автомобильных кластеров – высокотехнологичных инновационно-ориентированных структур, способных выполнять функции территориальной «точки роста».

Поскольку в Самарской области автомобилестроение составляет 40% промышленного производства, развитие автомобильного кластера позволит реализовать научный и производственный потенциал области, повысить ее конкурентоспособность и вывести экономику региона на устойчивый инновационный путь развития. Определить круг мер, способствующих росту эффективности политики кластеризации и развитию автомобильного кластера Самарской области – задача, реализовать которую возможно с помощью сравнительного анализа с политикой кластеризации других регионов.

В большинстве работ, посвященных кластерной политике, отмечается определяющая роль кластеров в повышении конкурентоспособности конкретных территорий и стран в целом. В качестве примеров называют успешную кластерную политику таких стран как: Италия, Дания, США, Япония, Великобритания, Финляндия, Франция.

Сущность понятия кластера, а также закономерности его развития и функционирования, по мнению классика кластерной теории М. Портера, сводится к сконцентрированной по географическому принципу группе взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу.

Развитие этого понятия в трудах российских и зарубежных исследователей нашло в расширении этого определения за счет включения в него свойств отдельных участников кластера, меняющих общие характеристики этого индустриального комплекса.

Так Г.Р. Хасаев и Ю.В. Михеев [3] определяют кластер как устойчивое территориально-отраслевое партнерство предприятий и организаций, объединенное инновационной программой внедрения передовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий с целью повышения конкурентоспособности участников кластера. Участниками кластеров являются производители и поставщики, инжиниринговые и консалтинговые фирмы, научно-исследовательские организации и ВУЗы, кредитные организации и банки, инфраструктура, администрации регионов и профессиональные и общественные организации.

Основные достоинства, которые кластерная форма организации дает своим участникам, это: возможность снижения издержек производства и транспортных издержек, возможность быстрой разработки и внедрения технологических инноваций, возможность быстрой подготовки необходимых кадров, облегчение привлечения инвестиций, облегчение получения информационной поддержки и консалтинговых услуг.

Развитие автомобильного кластера в Самарской области имеет глубокие исторические предпосылки: в 1966 году здесь был открыт Волжский Автомобильный Завод, ставший ядром автомобильного кластеара. Для обеспечения функционирования главного предприятия было создано множество новых производств, которые действуют и сегодня: ОАО «АвтоВАЗагрегат», ЗАО «ВАЗинтерСервис», ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ», ОАО «Самара-Лада», поволжское отделение российской инженерной академии, Группа «СОК», ООО «СамараАвтоПрибор», ЗАО «Самарский завод клапанов», ЗАО «Сызранский автоагрегатный завод», ЗАО «Тольяттинский завод автоагрегатов», ЗАО «Тольяттинский завод технологического оснащения», ОАО «Сокол». За годы работы был накоплен значительный потенциал квалифицированных кадров, обладающих уникальными навыками и технологиями, была развита образовательная база.

Самарская область хорошо обеспечена энергетическими ресурсами благодаря наличию гидроэлектростанции и имеет мощную транспортно-логистическую инфраструктуру.

Таким образом, в Самарской области комплексно представлены необходимая производственная, научно-исследовательская и образовательная базы, что делает развитие автомобильного кластера здесь более быстрым и менее затратным, чем в других областях. Однако для реализации предпосылок необходима продуманная политика кластеризации, которая и была разработана правительством Самарской области.

В «Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» указаны основные направления содействия развитию кластеров как институтов с элементами рынка:

- содействие институциональному развитию кластеров, предполагающее, в том числе, инициирование и поддержку создания специализированной организации развития кластера, а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними.

- развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия.

- обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров, включающих:

- повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями;

- осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров;

- предоставление налоговых льгот, в соответствии с действующим законодательством;

- снижение административных барьеров.

Одним из путей осуществления политики кластеризации стало создание в Самарской области ОАО «Тольяттинский промышленно-технологический парк». К задачам его создания относятся:

- обеспечение благоприятных условий для привлечения крупномасштабных инвестиций за счет средств российского и иностранного капитала;

- создание и привлечение отечественных и иностранных передовых технологий в области производства автомобильной техники и автомобильных компонентов;

- организация с участием стратегических инвесторов, в том числе иностранных, производств конкурентоспособных автомобильных компонентов высокого технического уровня, а также последующее расширение этих производств;

- создание инженерной, транспортной, социальной и иных инфраструктур с целью обеспечения резидентов особой экономической зоны инфраструктурой и всеми необходимыми видами энергетических ресурсов;

- расширение экспортного потенциала Самарской области и увеличение поступлений в бюджеты всех уровней;

- повышение занятости населения региона за счет создания новых рабочих мест;

- развитие социальной инфраструктуры муниципального района Ставропольский и городского округа Тольятти.

Однако, при создании автомобильного кластера необходимо также пользоваться опытом других регионов, также идущих по пути кластеризации.

Серьезных успехов в создании автомобильного кластера добились в Калужской области, куда удалось привлечь таких автопроизводителей, как «Вольво», «Фольксваген», «ПСА-Мицубиси».

При формировании калужского кластера большое внимание было уделено построению партнерских взаимоотношений между инвесторами и областными властями. Также предоставляются налоговые льготы: полное освобождение от уплаты налога на имущество организации, пониженная ставка налога на прибыль. Но самая наиболее эффективная форма поддержки – это создание готовой для строительства предприятий площадка (так называемый «грин филд»), также используется вариант «браун филд» - готовые производственные цеха. Совместно с этим была создана система профориентации и профессионального обучения, был создан специальный центр подготовки кадров для автомобилестроения, в Калужском филиале МГТУ открыта специальность «Автомобили и тракторы», планируется открытие филиала МАМИ. Все эти меры создают предпосылки для создания полноценного автомобильного кластера в Калужской области, который будет представлен не только производственными предприятиями, но и образовательными организациями.

Но все эти меры воздействуют на кластер как на институт с рыночными элементами. Кластер как фирма должен обладать способностью к самоуправлению. Сами организации-члены кластера должны осознать себя единой структурой, организацией с общими целями и задачами. Это позволит кластеру перейти от внешнего управления к самоуправлению, которое, возможно, более эффективно. Такой переход подразумевает переход к самостоятельной оценке своего положения, планированию своей деятельности, определению целевых показателей. Такой подход позволит применять в управлении кластером методов управления организацией с поправкой на меньшую степень подчиненности организаций-членов управляющему центру.

Литература:

1. «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» [сылка более недоступна}