Каталог статей

Айтказина Н.К..

Формирование прибыли и ее налаиз

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью предпринимательской деятельности. Получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т. е. удовлетворяют общественные потребности. Предприятию необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая соответствовала бы платежеспособным потребностям. Приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда потребляемые ресурсы, затраты их меньше, чем полученная выручка, т. е. когда оно работает с прибылью. Таким образом, прибыль, являясь непосредственной целью производства, характеризует одновременно результат его деятельности. Если предприятие не получает прибыли, оно вынуждено уйти из сферы производства, признать себя банкротом.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли означает, что все расходы покрываются с избытком доходами.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Расширение производства и процветание национальной экономики требует максимизации прибыли и устойчивого ее роста. Только так предприятие может существовать в конкурентно-рыночной среде. Расширение производства может проявляться в увеличении масштабов самого предприятия, укреплении его позиций на рынке, но оно может выражаться и в поглощении других предприятий, в привлечении новых рынков, наконец, оно может стать следствием простого слияния с другими предприятиями.

Как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника, благодаря которым формируется прибыль субъекта хозяйствования:

- уникальность (эксклюзивность) продукта, а также монопольное положение предприятия по его выпуску и рыночному сбыту. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление, поддержание бренда и конкурентоспособности товара. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика и растущая конкуренция со стороны других организаций;

- знание конъюнктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под ее изменения. Здесь все определяется эффективностью маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции, пользующейся стабильным и постоянным спросом; во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от мероприятий по снижению издержек производства;

- инновационная деятельность предприятия, которая предполагает постоянное обновление техники и технологий выпускаемой продукции, обеспечение ее качества и конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы продаж.

Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую. Как правило, под последней понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками. В число внутренних  издержек включают и нормальный доход предпринимателя. Заметим, что такой доход является минимальной платой, необходимой, чтобы удержать предпринимательский талант.

Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

Валовая прибыль определяется обычно как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов и других обязательных платежей) и их себестоимостью.

Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворенная динамика свидетельствует и неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внутренних причин банкротства организации. Поскольку прибыль является конечной целью развития бизнеса, сосредоточим свое внимание на анализе ее показателей.

Источником информации для проведения анализа прибыли является форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», бизнес-план организации, журнал-ордер №14.

Первым показателем прибыли в «Отчет о прибылях и убытках» является валовая прибыль, она определяется как разность между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции, работ, услуг. Валовая прибыль является промежуточным показателем, но очень важным и нужным.

Рассмотрим определение валовой прибыли в АО «Пассажирские перевозки» за 2009-2010 годы (таблица 1).

Таблица 1

Анализ валовой прибыли в АО «Пассажирские перевозки» за 2009-2010 гг.

Показатели

2009 год

2010 год

Отклонения

Выручка, тысяч тенге

51876667

62138853

10262186

Себестоимость реализованных товаров и услуг, тысяч тенге

52938270

58764106

5825836

Валовая прибыль, тысяч тенге

-1061603

3374747

4436350

* составлено автором на основе формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

Анализируя таблицу 1, мы видим, что выручка от реализации в 2010 году увеличилась на 10262186 тысяч тенге, себестоимость реализованной продукции увеличилась на 5825836 тысяч тенге.Также из таблицы мы видим, что в 2009 году в АО «Пассажирские перевозки» себестоимость реализованных товаров и услуг превышает выручку от реализации, т.е. общество понесло убытки, в 2010 году положение намного улучшилось, общество покрыло убытки прошлого периода и получило прибыль в размере 3374747 тысяч.

Валовая прибыль АО «Пассажирские перевозки» в 2010 году увеличилась на 4436350 тысяч тенге за счет увеличения выручки на 10262186 тысяч тенге, рост себестоимости реализованных товаров и услуг уменьшил валовую прибыль на 5825836 тысяч тенге.

Следующим важным показателем, характеризующим основную деятельность является прибыль или убыток от операционной деятельности, которая определяется по формуле:

,                                                                      (1)

где

П(у)ОД - прибыль или убыток от операционной деятельности;

ВП -  валовая прибыль;

ПД -  прочие доходы;

РР - расходы по реализации;

АР – административные расходы;

ПР -  прочие расходы.

Проанализируем состав и структуру операционной прибыли за 2009-2010 годы по АО «пассажирские перевозки». Для этого составим аналитическую таблицу 2.

Анализируя таблицу 2, мы видим, что операционная прибыль в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 3193658 тысяч тенге за счет увеличения доходов на 3044526 тысяч тенге и за счет снижения расходов на 149132 тысяч тенге прибыль увеличилась. Были покрыты убытки прошлого периода и получена  операционная прибыль в размере 287435 тысяч тенге.

Таблица 2

Анализ операционной прибыли в АО «Пассажирские перевозки» за 2009-2010 гг., тысяч тенге

Показатели

2009 год

2010 год

Отклонения

сумма, тысяч тенге

удель-ный вес, %

сумма, тысяч тенге

удель-ный вес, %

по  сумме, тысяч тенге

по удельному весу, %

Валовая прибыль

-1061603

-171,5

3374747

92,1

+4436350

+263,6

Прочие доходы

1680612

271,5

288788

7,9

-1391824

-263,6

Всего доходов

619009

100

3663535

100

+3044526

-

Административные расходы

3225973

91,5

3376100

100,0

+150127

+8,5

Прочие расходы

299259

8,5

-

-

-299259

-8,5

Всего расходов

3525232

100

3376100

100

-149132

-

Операционная прибыль (убыток)

-2906223

-

287435

-

+3193658

-

*составлено автором

Расходы уменьшились за счет того, что в 2010 году не было прочих расходов, хотя административные расходы увеличились на 4,6%. Необходимо установить причины роста этих расходов и выявить резервы их снижения. Расходов по реализации в рассматриваемом периоде не было.

Доходы увеличились за счет увеличения валовой прибыли на 4436350 тысяч тенге и за счет уменьшения прочих расходов на 1391824 тысяч тенге.

Изучая структуру доходов, мы установили, что в 2010 году наибольший удельный вес занимает валовая прибыль - 92,1%, удельный вес валовой прибыли по сравнению с 2009 годом увеличился на 263,6 пункта, напротив удельный вес прочих расходов уменьшился.

Доля административных затрат в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 8,5 пункта и составила 100 %.

Итак, используя данные АО «Пассажирские перевозки» за 2009-2010 годы мы установили, что в 2010 году за счет увеличения выручки от реализации, уменьшения прочих расходов, увеличения себестоимости реализованных товаров и услуг и увеличения административных расходов операционная прибыль увеличилась на 3193658 тысяч тенге и составила 287435 тысяч тенге.

Анализируя прибыль от основной деятельности, мы видим, что на увеличение операционной прибыли влияют увеличение выручки от реализации и снижение расходов. Таким образом, организации должны изыскивать резервы увеличения прибыли путем снижения расходов и увеличения доходов. При этом необходимо помнить, что на увеличение валовой прибыли влияют изменение цен единицы продукции, товаров, оказанных услуг, себестоимость реализованной продукции, объем реализованных товаров и услуг, структурные сдвиги в составе реализованных товаров и услуг.

В условиях конкуренции предприниматель может добиться максимизации прибыли и устойчивого ее роста при установлении платежеспособных цен, обеспечивающих высокую прибыль, минимальные затрату, оптимальную номенклатуру, ассортимент, и безубыточного объема производства

Литература:

1 Раицкий К.А. Экономика предприятия. - М.: Маркетинг.- 2000.- 696 с.

2 Хоскинг А. Курс предпринимательства. –М.: МО, 1993. –286 с

3 Дюсембаев К.Ш. Анализ финансовой отчетности: учебник. – Алматы: Эконмика, 2009. – 366 с.

4. Финансовая отчетность АО «Пассажирские перевозки», за год закончившийся 31 декабря 2010 года