Преимущества и недостатки бюджетирования
Бюджетирование представляет собой долгосрочное и
краткосрочное планирование ресурсов, поведения конкурентов, спроса на продукцию, выручки. Бюджет, как и любой план, должен быть основан на целях, которые
необходимо достичь в будущем (т. е. тактика предприятия, конкретизированная по направлениям). Любой процесс имеет положительные и отрицательные стороны. То
же самое касается и процесса бюджетирования. Достоинства: - осуществляет мотивацию коллектива предприятия, поднимает рабочий настрой (определение
плановых показателей позволяет настроить коллектив на оптимистический лад, поскольку в случае хорошей работы сотрудников будет достигнут высокий уровень
эффективности и максимальный финансовый результат, что и определяет рабочий настрой);
- позволяет координировать работу в компании в целом (постановка
определенных целей, а также контроль выполнения позволяют направлять работу компании на один результат, в одном направлении, что в некоторой степени
облегчает управление);
- имеет возможность внесения корректировок посредством анализа;
- позволяет учиться на опыте составления прошлых бюджетов (при
анализе прошлых бюджетов – как в случае их результативности, так и в обратном смысле возможно выявление недостатков планирования и их исключение в
будущем);
- позволяет открыть новые возможности использования ресурсов;
- способствует развитию процессов взаимосвязей;
- носит объяснительный характер
для сотрудников низших звеньев об их месте и роли на предприятии;
- помогает сотрудникам, поступившим на работу недавно, понять ситуацию на предприятии, тем
самым помогая адаптации их в коллективе;
- является инструментом сравнения желаемых и фактических результатов.
Недостатки: - различное восприятие
бюджетов разными людьми (бюджеты не всегда могут решить повседневные вопросы, так как не всегда охватывают весь круг проблем и не всегда учитывают факторы,
имеющие влияние на деятельность компании);
- сложность, которая заключается в необходимости найма отдельного специализированного кадрового состава либо
обучения старых сотрудников, приобретения дорогостоящих программ и т. д.;
- в случае отсутствия информации у сотрудников низших звеньев об утвержденном
бюджете складывается ситуация, когда функция бюджета по мотивации персонала не выполняется. Кроме того, бюджет начинает восприниматься как средство оценки
действий и работы сотрудников и выявления ошибок и недочетов в их работе;
- бюджет представляет собой детальное отражение целей предприятий, поставленных
руководством либо собственниками компании;
- противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: вследствие несложного выполнения задач,
установленных бюджетом, мотивирующая функция его утрачивает свое значение, в том же случае, когда возникают трудности в достижении запланированных целей,
утрачивается вера, а следовательно, падает эффективность труда.
Бекетова О.Н. Бизнес-планирование | Кушнир И.В. Бизнес-планирование | Найденков В.И. Бизнес-планирование
|