Каталог статей | ||||||||||||||||||||
Иванова Т.В. Организационно-экономическое воздействие государства на аграрный секторСтабилизация и дальнейшее развитие АПК России невозможны без усиления роли государства и поддержки этой важнейшей отрасли народного хозяйства. В условиях рыночной экономики, как показывают экономическая теория и практика, аграрный сектор оказывается наиболее подверженным негативным последствиям различного рода факторов нестабильности внешней и внутренней среды. Поэтому усиление регулирующего влияния федеральных и региональных органов власти на его функционирование и развитие становится объективным условием и потребностью практики современного рыночного хозяйствования.Структурно государственное регулирование агроэкономики представляет собой систему законодательно-правовых и организационно-экономических воздействий государственных органов управления разных уровней, осуществляющих согласование механизмов внутрихозяйственного управления и рыночной конкуренции с целью обеспечения эффективного функционирования и развития отрасли. Осуществляется это воздействие преимущественно экономическими методами (рис. 1). Меры государственной поддержки сельского хозяйства по уровням управления представлены в табл.1 Регулирующая подсистема (субъект) включает наднациональные, национальные (центральные), региональные, муниципальные органы управления, выстроенные по иерархическому принципу. К сожалению, в настоящее время прямая и косвенная формы государственной поддержки пока еще недостаточно развиты, опосредованная поддержка со стороны государства практически отсутствует. А анализ современной ситуации в сельском хозяйстве в контексте выявления приоритетности мер государственного воздействия на его развитие позволил сделать следующий вывод: отдельно взятый регулирующий механизм, на который была сделана ставка в восстановлении отрасли (приоритетный национальный проект «Развитие АПК», Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»), - кредитный - не может решить все проблемы АПК.
Рис.2. Экономические рычаги государственного регулирования аграрной сферы экономики Таблица 1 Меры государственной поддержки агропродовольственной политики по уровням управления
Международный и отечественный опыт показывает, что государственная поддержка и регулирование наиболее эффективно осуществляются в хорошо сформированной институциональной среде и в рамках крупных целевых программ, где роль и функции государства четко регламентируются как по ресурсной, так и по организационной составляющим. Например, в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательсва в АПК, как одного из перспективных направлений, необходимо, на наш взгляд, повысить эффективность реализации следующих форм государственной поддержки: организационную поддержку, кадровое обеспечение, консультационно-правовую помощь, финансовую поддержку (рис. 2). Аналогичные формы следует разработать и для других направлений развития сельского хозяйства. Сложность проблемы проведения региональной агропродовольственной политики в сочетании с трансформационными изменениями в экономике и обществе усугубляется отсутствием практического опыта, недостаточностью научного обеспечения, доминированием текущих конъюнктурных интересов.
Рис. 2. Приоритетные формы государственной поддержки предпринимательства в АПК Именно этим во многом объясняется целесообразность комплексных исследований, которые позволяют сформировать адекватную новой экономической ситуации региональную агропродовольственную политику. Ключевыми задачами остаются обеспечение продовольственной безопасности РФ, поддержание достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, а также комплексное развитие социальной сферы села.
| ||||||||||||||||||||