Каталог статей |
Козлова М.А. Аудит и компьютерные технологии.Аудит как вид деятельности и сегмент рынка в нашей стране еще совсем молод (особенно по сравнению с бухгалтерским учетом) — ему не исполнилось и двух десятков лет. Однако быстрое развитие данной области (увеличение числа компаний, их укрупнение, расширение спектра предоставляемых ими услуг и т. п.), стремительный рост законодательной и нормативной базы, а также почти сплошная автоматизация объекта, контролируемого аудиторами (бухгалтерского и налогового учета), заставили специалистов задуматься об автоматизации и этой сферы [3].Почему только сейчас начинается формироваться рынок информационных технологий аудиторской деятельности? На это есть несколько причин. Общеотраслевые причины: · низкий уровень развития аудиторского рынка, вызванный начальным периодом его становления; · специфика аудиторской деятельности, заключающаяся в невозможности полной формализации процесса аудита, необходимости формирования профессионального суждения; · низкий уровень компьютерной грамотности пользователей. Технологические причины: · применение аудируемым предприятием различного программного обеспечения; · выездной характер работы аудиторов; · различная отраслевая специализация клиентов аудиторских фирм, что при динамично меняющемся законодательстве не позволяет произвести детализированную настройку специализированных систем на «все случаи жизни» [1]. Таким образом, целью данной работы является определение необходимости и возможности применения компьютерной техники для аудита в современном мире. На основе этого необходимо решить задачи, которые заключаются в определении целесообразности и эффективности применения компьютера при осуществлении контроля, определении степени информированности аудиторских компаний о системах автоматизации аудита и направление дальнейшего развития данной сферы. В данное время невозможно вообразить аудиторскую проверку без использования компьютеров. С одной стороны, компьютеры помогают аудиторам решать разные задачи. В числе этих задач такие: · в информационном обслуживании - ускорение процессов получения и обработки информации из баз данных клиента, документальная обработка информации, полученной аудиторами в ходе проверки; · в методическом обслуживании - разработка аналитических электронных таблиц, создание прикладных аудиторских программ, ускорение применения аудиторских процедур; · в решении других задач - использование возможностей редактирования текстов и электронных таблиц, создание баз данных и т.п. [2]. А с другой стороны, использование клиентом компьютерных информационных систем предъявляет требования к организации проведения проверки и выбора аудиторских процедур, что усложняет данный процесс. Таким образом, применение информационных технологий и компьютерной техники при осуществлении контроля является довольно проблематичным, но это возможно при разработке специализированных аудиторских программ. Эффективность применения программного обеспечения зависит в большей степени от его внедрения, обучения пользователей. Если в небольшой аудиторской компании порой достаточно изучить возможности программного обеспечения и научиться его правильному использованию, то в крупных аудиторских фирмах дело обстоит несколько иначе. Необходимо создать рабочую группу, которая детально проанализирует возможности программного обеспечения, и по результатам ознакомления подготовит следующие материалы [1]: · перечень необходимых функциональных возможностей, которые отсутствуют в рассматриваемом программном обеспечении; · перечень желаемых доработок под индивидуальные потребности аудиторской фирмы; · проанализировать возможности и сроки встраивания в программу собственных рабочих документов, базы потенциальных (типовых) нарушений; · оценка уровня компьютерной грамотности сотрудников, повышение их квалификации; · формализованная технология проведения проверки. После принятия решения о возможности применения программного обеспечения в аудиторской фирме назначается ответственное лицо и сроки отдельных этапов проекта по внедрению [1]: · разработка технического задания на организацию выполнения принятой технологии с использованием программного продукта. · первичное обучение сотрудников работе с программой в соответствии с утвержденной технологией проведения проверки; · первоначальное встраивание методологии аудита: аудиторские процедуры, рабочие документы, потенциальные нарушения, типовые операции, методика расчета уровня существенности, финансового анализа (возможно параллельно с первичным обучением сотрудников); · тестовая эксплуатация программы в составе одной аудиторской группы на нескольких проектах; · переход на применение программы всеми сотрудниками аудиторской компании. Не снимая с себя ответственности за результаты внедрения клиентом программного обеспечения, хотелось бы отметить проблемы, с которыми сталкиваются пользователи на этапе внедрения[1]: · отсутствие в составе аудиторской фирмы сотрудников, которым может быть поручена опытная эксплуатация программы; · отсутствие в аудиторских фирмах формализованных методик аудита. Часто разработка данных методик в ходе проведения внедрения рассматривается как неэффективное использование времени, что сказывается на выделении времени ответственным по проекту лицам. Аудиторские компании, заявляющие о своем большом опыте работы, должны обладать и применять, в том числе формализованные методики аудита в процессе своей работы. Проводимая работа по внедрению программного обеспечения позволит усовершенствовать имеющиеся методики, в т.ч. за счет применения информационных технологий; · непонимание того, что программа является помощником аудитору, а не его заменой. Именно аудитор должен принимать решения по ходу проведения аудита. Результат аудиторской проверки в большей степени зависит не от применения специализированных программ, а от профессионализма членов аудиторской группы и умения ими воспользоваться возможностями, которые предоставляет программный продукт. Таким образом, применение компьютеров существенно влияет на осуществление контроля и аудиторских процедур. Однако следует иметь в виду, что контрольные функции являются функциями, которые наиболее тяжело автоматизировать. И здесь аудиторам не следует отделять финансовый учет и аудит от надзора за информационными системами, которые генерируют данные. Современные же тенденции выглядят так, что будущее аудиторской профессии - не за "хозяйственным контролем" или "аудитом" как проверкой бухгалтерской отчетной информации, а за компьютерным аудитом в широком значении, то есть такая деятельность будет охватывать аспекты, которые тесно связаны с обязательным аудитом финансовой отчетности и охватывать широкий спектр консультационных услуг, которые могут предоставлять аудиторы. Литература. 1. Кушнарев Андрей. Проблемы автоматизации аудита. // Аудит сегодня - № 4 - 2007 года 2. Пантелєєв В.П. Деякі питання організації роботи внутрішнього і зовнішнього аудиту в комерційному банку в умовах застосування інформаційних технологій // Аудитор України, 2007, №3 с. 25 3. http: // www.pcweek.ru |