Каталог статей

Низамутдинов И.К.

Крупный бизнес в рамках реализации региональной промышленной политики

Особенностью российской экономики в настоящее время является то, что в России промышленная политика формировалась и реализуется до сих пор в рамках доминирования на рынке крупного бизнеса. Крупный бизнес в России оформился значительно быстрее, чем другие экономические институты, а его роль оказалась даже выше, чем в большинстве переходных и развитых экономик. Это можно объяснить тем, что Советский Союз фактически являлся страной больших производственных структур и в процессе формирования рыночной экономики они должны были или прекратить существование, или стать базисом для крупных компаний в производстве и способствовать формированию сопоставимых по весу и значимости партнеров в финансах и торговле. Кроме того, и руководству страны, озабоченному, прежде всего социальной и политической стабильностью, было удобно опираться на масштабных хозяйствующих субъектов [3, c.7-8].

Доминирующей формой функционирования крупного российского бизнеса к настоящему моменту стала

группа, то есть совокупность предприятий, которые в результате оформленных взаимосвязей выступают в определенных вопросах как единое целое. При этом данные связи могут быть формальными или неформальными, основанными на отношениях собственности или нет, явными или неявными. По отраслевому составу группы в российской экономике обычно являются диверсифицированными, а их структура самая разнообразная: от классических холдингов, где материнские компании обладают контрольными пакетами акций дочерних, до структур, в которых предприятия связаны между собой лишь неформальными взаимными обязательствами их основных собственников или управляющих [3, c.17-18].

Значение интегрированных бизнес-групп (ИБГ) для российской экономики таково, что органы государственной власти просто вынуждены любые свои действия в рамках реализации экономической политики корректировать с учетом их значимости именно для данного сектора экономики. Предприятиями, объединенными в ИБГ, производится в России более половины ВВП, и именно они используют большую часть рабочей силы. Фактически в России ИБГ являются основным элементом, связывающим микро- и макроуровень национальной экономической системы , позволяют концентрировать инновационный и инвестиционный потенциал и создают возможности к развитию новых отраслей. На долю крупнейших холдингов приходится до  22% платежей по налогу на прибыль. Средняя производительность труда в этих холдингах в 3,7 раза выше, чем на средних промышленных предприятиях [1]. Следует также учитывать и то влияние, какое данные бизнес-группы имеют и на собственно структуры государственной власти в России. С учетом данной ситуации, можно фактически утверждать, что, с одной стороны, политика властей (как федеральных, так и региональных) часто создает условия именно для развития данного сегмента российской экономики (сегмента крупного бизнеса), но, с другой стороны, и бизнес-группы сами значительно влияют через налаженную систему формальных и неформальных связей на формирование и проведение промышленной политики в России в целом. Особенно заметно это влияние на уровне ряда регионов, в которых часто доминирует та или иная крупная корпорация.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) в свою очередь в России может рассматриваться как частный случай ИБГ. В роли ФПГ обычно выступает совокупность кредитно-финансовых организаций, производственных и сбытовых компаний, связанных между собой долговременными кооперационными, кредитными и акционерными отношениями [4, c.674]. Наличие подобных структур (ИБГ и ФПГ) в российской экономике во многом и определяет в  настоящее время ту среду, в которой формируется региональная промышленная политика, что приводит к необходимости  детального ее рассмотрения и анализа. Как показывает мировой опыт, возможности регулирования внутригрупповых взаимосвязей (финансовых и организационных) и развитие внутригруппового спроса относятся к несомненным потенциальным преимуществам ИБГ, что говорит о важности включения данного института в  анализ рассмотрения  промышленной политики в национальной экономической системе. К преимуществам бизнес-групп можно отнести также то, что они способны обеспечивать довольно стабильный спрос на инновационные продукты. В тоже время степень реализации данных преимуществ в значительной мере определяется  используемыми при формировании группы механизмами интеграции.

Необходимо, на наш взгляд, отметить также такой немаловажный момент, как то, что в настоящее время общей тенденцией в мировой экономике является формирование инновационного процесса в рамках бизнес-групп, что является весьма значимым с точки зрения государственной промышленной политики и в России. Данная организационно-правовая форма (ИБГ и ФПГ) позволяет также преодолевать такие свойственные российской экономике проблемы, как разрыв хозяйственных связей и недостаток собственных оборотных средств. Бизнес-группы фактически могут реализовать весь инновационный цикл от создания идеи до ее реализации в виде готового продукта в рамках своих структур (исследовательских и производственных). В рамках бизнес-групп существует одновременная возможность внутрифирменной диверсификации производства, переориентации в зависимости от требований рынка и использования эффекта масштаба производства.

В России, также как и в целом во всем мире, отмечается в настоящее время концентрация инновационной деятельности в крупных компаниях. Разница, однако, состоит в масштабах отрыва крупных компаний от остальных: если в развитых странах разница в инновационной активности в размерных группах составляет проценты и в редких случаях – десятки процентов, у нас – разы. И есть основания полагать, что концентрация имеет тенденцию к росту [2, c.53]. Причины данной тенденции  в российском случае это во многом унаследованные от административной системы структурные особенности российской промышленности, а также возможности самостоятельно справиться с вопросами привлекательности инвестиционного климата или просто близость к властным структурам. Тем не менее, на наш взгляд, преимущества , которые создают бизнес-группы, превышают возможные недостатки и данные преимущества, являясь весьма значимыми, несомненно необходимо учитывать в рамках формирования промышленной региональной политики и определения базовых приоритетов ее реализации.

Литература:

1. Авдашева С.Б. Влияние бизнес-групп на эффективность производства российских предприятий. URL: [сылка более недоступна} Avdash_rep_conf_final.doc.

2. Кузнецов Б. Структура рынков, конкуренция и конкурентоспособность // Российская промышленность на этапе роста: факторы конкурентоспособности фирм / под ред. К. Гончар, Б. Кузнецова. М.: Вершина, 2008. – С. 480.

3. Паппэ Я. Ш., Галухина Я.С. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993 –2008 гг.  М.:ГУ-ВШЭ, 2009. С. 7-8.

4. Экономика: учебник / под ред. Д.С.Львова, В.И. Видяпина: В 2 кн. Кн. 1. М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2008.  С. 674.