Каталог статей |
Морозова Н.И. Формирование кластеров – основа планомерного развития территорииСовременная ситуация характеризуется быстроизменяющимися условиями внешней среды. Устаревание техники и технологии, глобальная и региональная реорганизация инвестирования, растущая конкуренция за ресурсы развития – все эти факторы заставляют искать новые подходы к процессу управления. В условиях неопределенности будущего муниципальное образование вынуждено не только существовать, но и развиваться. В такой ситуации важным инструментом муниципального управления становится стратегическое территориальное планирование, которое позволяет не только определить приоритетные направления развития территории, но и формировать муниципальную политику со встроенными механизмами адаптации и быстрого реагирования на изменяющиеся окружающие условия.Основная задача реформы местного самоуправления заключается в поиске механизмов, способных сократить количество депрессивных и дотационных регионов в России, но не за счет перераспределения государственных ресурсов через дотации и субвенции, а с помощью поиска собственных источников финансирования для расширенного воспроизводства территории. Значение разработки стратегических планов территориального развития определяется тем, что «местная экономика находится в ситуации, когда перспективы ее развития определяются собственными способностями воспроизводства социально-экономического потенциала» [7, с. 390]. Процесс разработки стратегического плана и выбора приоритетного направления развития является уникальным, поскольку каждое муниципальное образование имеет свои природные, демографические, экономические ресурсы, возможности и ограничения, «провалы» и «точки роста». При разработке стратегического плана развития территории необходимо выявить так называемые «точки роста», развитие которых будет сопровождаться мультипликативным эффектом для экономической базы территории. Эта проблема становится особенно актуальной в условиях ограниченности финансовых ресурсов местных бюджетов. Используя эффект мультипликативности инвестиций, направляя бюджетные средства (за счет их концентрации и целевого использования) на развитие «точек роста», местные власти будут содействовать созданию «цепочек» пользователей внутри территории, тем самым, способствуя формированию кластера. Сущность понятия «кластер» состоит в объединении отдельных элементов (составных частей) в единое целое для выполнения определенной функции или реализации определенной цели предпринимательства. Согласно теории Майкла Портера, «кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [6, с.207]. В отличие от обычных форм кооперационно-хозяйственных взаимодействий кластерные системы характеризуются следующими особенностями: · наличием крупного предприятия - лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы; · территориальной локализацией основной массы хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы; · устойчивостью хозяйственных связей хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников; · долговременной координацией взаимодействия участников системы в рамках её производственных программ, инновационных процессов; основных систем управления, контроля качества и пр. [2]. На данный момент кластеризация наиболее характерна для экономик США, Китая, Мексики и стран Евросоюза. Самый старый ведущий мировой кластер, существующий в настоящее время, связан с производством столовых приборов «Золинген» (Германия, г. Золинген). Первое упоминание об этом производстве относится к 1348 году. Среди самых молодых мировых лидеров – кластер мультимедийных средств в Сан-Франциско, который сформировался в 1990 году. Банк данных по кластерам в различных промышленных секторах на начало 2003г., опубликованный Институтом стратегии и конкуренции Гарвардской школы бизнеса в октябре 2003г., насчитывает 833 кластера, функционирующих в 49 странах, включая 25 развитых и 24 развивающиеся. Из бывших стран СССР в реестр вошел деревообрабатывающий кластер, действующий в Эстонии. Приведенный реестр не является исчерпывающим и открыт для внесения новых данных [3, с. 51-52]. В России сегодня кластерный подход все чаще стал применяться в региональных стратегиях развития. Так, в Самарской области органами власти в рамках программы развития были сформированы благоприятные условия для созданий нескольких кластеров: автомобильного, химического и нефтехимического, авиационного и космического, агропромышленного. Наибольшей зрелостью отличается активно развивающийся автомобильный кластер [5]. Что касается Волгоградской области, то здесь планируется создать текстильный кластер, проект создания которого будет положен в основу программы развития легкой промышленности Волгоградского региона на 2009—2010 годы. Формируемый текстильный кластер должен объединить ряд предприятий, расположенных на территории области, – ООО «Царицынская мануфактура», ООО «Иволга», ОАО «Гамма-сервис», ЗАО «МиФ», ООО «Урюпинский трикотаж», ООО «Волго-Дон», ООО «Русская линия», ЗАО «Софт», ООО «Светлоярская шерсть» и другие. Лидирующие позиции при этом отводятся Камышинскому хлопчатобумажному комбинату имени Косыгина. Кроме того, в состав кластера войдут предприятия, выпускающие химические волокна и текстильную химию — ОАО «Химволокно», ОАО «Волжский оргсинтез», ОАО «Каустик», ОАО «Химпром»; учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для легкой промышленности (Волгоградский технологический колледж; ссузы); малые и средние предприятия, производящие фурнитуру, упаковку, полиграфию; научно-исследовательские организации, занимающиеся разработкой нанотехнологий; логистические и выставочные центры, дома моды, торговые предприятия. По планам разработчиков, реализация проекта позволит дополнительно создать порядка 4 тыс. рабочих мест, существенно улучшить условия труда, внедрить новейшие технологии и системы контроля качества выпускаемой продукции. Кроме того, предполагается создание новых производств: смесовой сорочечной ткани; махровых тканей и изделий; технических тканей, обладающих специальными защитными свойствами; кольцевой кардонной и гребенной высокономерной ткацкой и трикотажной пряжи и других [4]. Несмотря на многочисленные попытки создания кластеров в России, формируемые структуры еще очень «хрупки» и вряд ли сравнятся с кластерами в промышленно развитых странах с хорошо отлаженной системой множества конкурентоспособных поставщиков и клиентов. Понадобится еще много времени для того, чтобы создать конкурентоспособные на мировом уровне кластеры в ключевых секторах российской экономики. Интерес к образованию кластеров не случаен. Кластеры имеют значительные преимущества в конкурентной борьбе, объединяя в себе одновременно и конкуренцию, и сотрудничество. М.Портер выделил следующие возможности увеличения конкурентоспособности организаций, объединенных в кластеры: - кластеры повышают производительность компаний, используя преимущества тех, кто работает в одной географической зоне; - кластеры, направляя свою деятельность на высокотехнологические инновационные проекты, достигают более существенного экономического роста, чем их конкуренты; - кластеры стимулируют создание новых организаций, которые в будущем становятся участниками этих же кластеров и тем самым, усиливая их [6, с. 221-233]. Как показывает мировая практика, кластерный подход приносит выгоды не только отдельным организациям участника-кластера, но и развитию территории в целом. На уровне территории создание кластера будет способствовать увеличению количества занятого населения, росту заработной платы, увеличению количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы, повышению устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности, а также появлению оснований для диверсификации экономического развития территории. Кроме того, «создание кластеров и внедрение кластерной модели поведения организаций, - по мнению американского ученого Вольфгана Прайса, - есть способ восстановления доверия между правительством и бизнесом и трансформации изолированных фирм в предпринимательское сообщество» [Цит. по: 1, с. 110]. Это высказывание звучит особенно актуально и для современной России. Кластерный подход способен принципиально изменить содержание промышленной политики в рамках государства. В этом случае усилия органов власти будут направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений между поставщиками и потребителями; конечными потребителями и производителями; самими производителями и правительственными институтами и т.д. Но здесь необходимо проявлять определенную осторожность, так как любое воздействие в сфере рыночной экономики является вмешательством в саморегулирующуюся систему. Воздействуя и компенсируя недостатки рыночного распределения производительных сил внутри территории и нейтрализуя негативные эффекты этого распределения, можно получить отрицательный эффект в виде искажения конкуренции. Поэтому необходимо очень тщательно выбирать формы и механизмы государственной поддержки образования кластеров на данной территории. По мнению Войноренко М.П., для того чтобы кластер состоялся как жизнеспособная, самодостаточная, успешная и эффективная организация, необходимо создание пяти условий – «5-И» [1, с. 114-115]: - Инициатива – инициативные и влиятельные люди из числа предпринимателей, структур власти, общественных организаций, учебных заведений, способные благодаря своим авторитету, уму, организаторским способностям и знаниям сплотить, заинтересовать и на деле доказать полезность кластеров как для самих их членов, так и для региона; - Инновации – новые технологии в организации производства, сбыта, управления, финансирования, способные реализовать новые возможности в конкурентной борьбе; - Информация – доступность, открытость, обмен знаниями, создание баз данных и web-страниц, позволяющие получить преимущества в доступе к рынкам снабжения предметами труда, сбыта продукции, квалифицированной рабочей силы и т.п., - Интеграция – которая предусматривает использование новых кластерных технологий сотрудничества фирм на отраслевом и территориальном уровнях при поддержке науки и органов власти, - Интерес – обеспечивает основные условия жизнедеятельности предпринимательской или общественной структуры, который обязательно предполагает наличие заинтересованных участников кластерных объединений и получение ими определенной экономической выгоды (см. рис.1).
Рис. 1, Необходимые условия создания кластеров (концепция «5-И» М. П. Войноренко) Таким образом, кластеры помогут изменить взгляд органов власти на эффективное территориальное управление, выявить новые возможности привлечения дополнительных инвестиций и обеспечить процветание как отдельной территории, так и государства в целом. Литература: 1. Асаул, А.Н. Организация предпринимательской деятельности [Текст] /А.Н.Асаул. – СПб.: Питер, 2005. – 368с. 2. Бухвальд, Е.М. Принципы и механизмы интеграции малого и крупного бизнеса [Электронный ресурс] / Е.М.Бухвальд, А.В.Виленский, А.Н.Киселев, М.В.Шестакова //[сылка более недоступна} (дата 31.05.2009) 3. Волкова, Н.Н. Индустриальные кластеры США [Текст] / Н.Н.Волкова, Т.В.Сахно //США – Канада: экономика, политика, культура. - 2007. - № 1. – С. 51 – 68. 4. ИА Росбалт. В Волгоградской области создадут текстильный кластер [Электронный ресурс] /ИА Росбалт //[сылка более недоступна} 31.05.2009) 5. Михеев, Ю.В. Поволжский автомобильный кластер (ПАК): первые этапы и перспективы [Текст] / Ю.В.Михеев //Качество и инновации в автомобилестроении Самарской области: Информационный сборник – Самара, 2005. – С. 22-33. 6. Портер, М., Э. Конкуренция [Текст]: учеб. пособ.. /Пер. с англ.; М.Э.Портер;– М.: Изд. дом «Вильяме», 2000. – 495с. 7. Тютин, Д.В. Формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства как фактор стратегического развития и обеспечения конкурентоспособности города [Текст] /Д.В.Тютин // III Международный научный форум: Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность: Сб. материалов /Под общ. ред. А.С. Горшкова, В.А. Волкова. – СПб, 2005. – С. 3389 – 398.
|