Каталог статей

Паращенко Е.В., Долгая М.В.

Повышение эффективности работы предприятия на основе маркетинговых исследований

Переход нашей страны на новую систему хозяйствования, конечно же, затронул и предприятия. Ранее руководители предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора.

Актуальность маркетинговых исследований на предприятии обусловлена тем что, сегодня  политика предприятия полностью изменилась и руководство вынуждено включать в аппарат управления службу маркетинга. Служба маркетинга занимается разработкой тактики фирмы и осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и стратегии продвижения товара на рынке.

Маркетинговые службы исследуют различные стороны рынка, с которыми соприкасается предприятие в процессе функционирования, а также разрабатывает и осуществляет тактику поведения фирмы на рынке.

Предприятие в современном мире может добиться успеха лишь в том случае, когда оно не игнорирует запросы потребителей. Для повышения эффективности требуется исследование и удовлетворения максимального количества требований покупателя. Маркетинг занимается исследованием поведения потребителя, которое включает его потребности и требования.

Изучение потребителей начинается с изучения их потребностей. Выявление потребностей – одна из ключевых целей маркетингового исследования. Когда маркетолог узнает потребность потребителя, он может спрогнозировать его дальнейшее поведение и возможность его покупки данного товара, тем самым увеличить обьем товарооборота и повлиять на эффективность работы предприятия. [1,С.41-43]

Важную роль в исследовании потребителей играют мотивационные факторы покупки товара. К таким факторам причисляются: мотив выгоды (желание человека разбогатеть), мотив снижения риска (потребность в безопасности), мотив признания (потребность в статусе, престиже), мотив удобства (стремление скрасить свое существование), мотив свободы (потребность в независимости) и, наконец, мотив познания (потребность в развитии).[3,С.81-83]

Еще один важный аспект – исследование конкурентов. Первым этапом должна явиться оценка степени конкуренции на выбранном рынке (совершенная, несовершенная конкуренция или монополия).

Далее следует переходить к самим конкурентам. Следует определить: какую часть рынка контролирует конкурент, насколько быстро происходит его развитие, качество товара конкурента, его цену, форму рекламы и сбыта, техническую поддержку.

При правильно проведенном исследовании возможно открыть недостатки и преимущества конкурента, узнать о его слабых и сильных сторонах, что впоследствии несомненно скажется на прибыли, развитии фирмы и как следствие на повышении эффективности его работы.     

Исследование товарного рынка. Под исследованием товарного рынка понимается исследование рынка отдельного товара или группы товаров, например масло (отдельный товар) и продукты потребления (группа товаров). Исследование рынка ставит своими целями изучение соотношения спроса и предложения на товар, определение емкости рынка, определение доли конкурентов на рынке, сегментацию рынка, определение конъюнктуры рынка.

Основная цель изучения конъюнктуры рынка – установить связь между деятельностью предприятия и рынком, как обеспечить равновесие спроса и предложения. Конъюнктурное исследование включает в себя оценку рынка в текущий период, прогноз изменения показателей рынка, предложения и рекомендации по деятельности предприятия в процессе изменения обстановки на рынке. [2,С.53-55]

Сегментация рынка – это разделение рынка на отдельные области для сбыта товаров. Сегментация происходит по ряду признаков:

à Географический (учитывается величина региона, плотность и количество населения).

à Демографический (учитываются половозрастные критерии населения).

à Социально-экономический (учитывается образование, профессии, доходы населения).

à Психологический (учитываются особенности отдельного индивида).[4,С 94-96]

Таким образом, изучая различные аспекты, с которыми приходится сталкиваться предприятию, маркетинг помогает сэкономить средства на пробные выпуски товаров в заранее неэффективных зонах. Хотя предприятие затрачивает определенные суммы на исследования, они потом себя полностью окупают. В этом проявляется роль исследований маркетинга для повышения эффективности.

   

Литература

1. Афанасьев, М.Л. Маркетинг: стратегия и практика фирмы [Текст] -К: Финстатинформ, 2005. - 138с. – ISBN 5-204-34224-1

2. Болт, Г.А. Практическое руководство по управлению сбытом [Текст]  -К: Экономика, 2003. - 215с. – ISBN 5-243-54685-3

3. Голубков, Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения [Текст]  -К: Экономика, 2008. - 250с. - ISBN 5-356-24381-4

4. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятий [Текст]   М: Банки и биржи, 2004. 

     168с. - ISBN 5-428-19324-3