Каталог статей

Капесов Жанар

Электронное правительство Республики Казахстан

Термином «электронное правительство» (e-Government) обозначают единую систему, которая объединит все государственные органы и позволит им оказывать услуги населению с помощью Интернета, электронных терминалов или даже мобильного телефона. Причем не только физическим лицам, но и компаниям или предпринимателям. Взаимодействия между государством, бизнесами и гражданами и составляют основные модели внутри электронного правительства: G2C (государство-граждане), G2B (государство-бизнес) и G2G (государство-государство).

Идея создания электронного правительства в Казахстане была инициирована главой государства в ежегодном Послании народу Казахстана по вхождению республики в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Десятого ноября 2004 года программа по внедрению электронного правительства была утверждена Указом Президента “О Государственной программе формирования электронного правительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы”[1].

Всего на портале оказывается более 2000 информационных услуг, представленных в нескольких тематических разделах по экономике, образованию, культуре, труду, здоровью, спорту, туризму и другим сферам жизнедеятельности человека. Например, в разделе «Образование» вы найдете полную информацию об образовательном законодательстве, ведущих учебных заведениях страны, результатах Единого национального тестирования и полезные ссылки на Интернет-ресурсы казахстанских ВУЗов, образовательных программ и государственных органов.
  Однако портал не является лишь информационным ресурсом, его пользователям предлагаются различные электронные сервисы государственных органов. Уже сегодня совсем необязательно ассоциировать получение государственных справок с длинными очередями и напрасной тратой времени - многое можно сделать, сидя за собственным компьютером. На сегодняшний день на портале «электронного правительства» оказываются 74 интерактивные услуги министерств юстиции, образования, внутренних дел, сельского хозяйства, труда и социальной защиты, а также Верховного суда и Налогового комитета. Всего же к 2014 году в рамках "электронного правительства" в виртуальную форму планируется перевести не менее половины всех социально-значимых государственных услуг.
 Прежде чем воспользоваться электронными услугами портала, нужно пройти несложный процесс регистрации нового пользователя: ознакомиться с пользовательским соглашением, ввести индивидуальный идентификационный номер (ИИН) и придумать пароль. В списке электронных услуг, предоставляемых населению электронным правительством, многие пункты помечены иконкой с изображение ключа. Это значит, что для получения данной услуги требуется электронная цифровая подпись пользователя (ЭЦП). Иконка с изображением монеты означает, что за данную услугу необходимо оплатить государственную пошлину согласно Налоговому кодексу РК.
  В 2011 году порталу исполнилось 5 лет. За эти годы формирование портала преодолело три этапа - информационный, интерактивный и транзакционный, увеличилось количество интерактивных сервисов и услуг на портале, стало возможным проведение онлайн-платежей налогов и штрафов. Как результат, по индексу развития «электронного правительства», согласно рейтингу ООН, Казахстан вошел в 50 самых «продвинутых» стран в мире - 46 место из 192 возможных. Реализация программы предполагала поэтапное решение следующих задач: На первом этапе формирования электронного правительства - публикация и распространение информации.
Второй – предоставление интерактивных услуг путем прямого и обратного взаимодействия между госорганом и гражданином.
Третий – транзакционное взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций.
Четвертый– формирование информационного общества. Программа стартовала в 2005 году, и за 2 года её реализации была сформирована инфраструктура е-правительства, созданы базовые компоненты: веб-портал и шлюз, электронный межведомственный документооборот, удостоверяющие центры, единая транспортная среда. Также в 2007 году в постоянную эксплуатацию введены государственные базы данных физических и юридических лиц, соединенные по всей стране в единые реестры. Было реализовано 20 интерактивных услуг государственных органов через веб-портал, который стал единой точкой доступа к электронным услугам государственных органов. В 2007 году была принята Программа развития «электронного правительства» Республики Казахстан на 2008 - 2010 годы, в которой ставились задачи расширения и развития базовой инфраструктуры ЭП и механизмов доступа; развитие базовых компонентов ЭП с целью повышения качества и эффективности государственного управления и процессов предоставления социально-значимых государственных услуг. «Прорывом» на третьем, транзакционном этапе стало создание ИС «Электронные государственные закупки». Отныне предприниматель, не выходя из офиса, может участвовать в тендерах. С 1 января 2010 года все госзакупки способом запроса ценовых предложений производятся только в электронном формате, на веб-портале государственных закупок www.goszakup.gov.kz.

В 2009 году началось внедрение проекта «Е-лицензирование», который в основном предназначен для субъектов предпринимательства. Это упрощение процедур получения предприятиями различных лицензий и разрешений на осуществление лицензируемых видов деятельности. Е-лицензирование дает возможность человеку, который подает заявку на получение лицензии, отслеживать всю процедуру ее рассмотрения. При этом полностью исключается контакт между лицом, которое рассматривает заявку, и тем, кто ее подает. Он имеет огромную эффективность в области борьбы с коррупцией. Развивается и региональное направление госпрограммы. В регионах внедрена Единая система электронного документооборота, с сентября 2009 года все акиматы пользуются оперативностью электронного документооборота. Разработан прототип системы "Электронный акимат" на 5 выбранных услуг, произведено внедрение в опытную эксплуатацию в акимате Павлодарской области. В декабре 2009 года запущен в промышленную эксплуатацию в пилотной зоне по городу Астана проект «Единая нотариальная информационная система «е-нотариат», задача которой обеспечить своевременную и достоверную отчетность о нотариальных действиях, эффективную работу нотариусов и их взаимодействие с республиканской и территориальными нотариальными палатами, с министерством юстиции РК. Населению в свою очередь предоставляются качественные, правовые нотариальные услуги. Внедрить Единую нотариальную информационную систему по всей республике планируется в 2010-2012 годах [2].

В 2010 году развитие электронного правительства РК получило высокую оценку Организации Объединенных Наций. Согласно данным ежегодного рейтинга по глобальной готовности к электронному правительству, подготовленного Департаментом экономического и социального развития ООН, Казахстан неуклонно демонстрирует прогресс, поднявшись за последний год в мировом рейтинге с 81 на 46 позицию, оставив позади Россию (59 место), Беларусь (64 место) и Украину (54 место).

Литература:

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 19 март 2004 г.

2. Портал электронного правительства Республики Казахстан