Каталог статей

Благой В.В.

Основные направления адаптации системы бухгалтерского учета к европейским стандартам

Современный этап развития экономики Украины характеризуется постепенным поворотом к внешнему миру, осознанием её зависимой и одновременно влияющей части мировой хозяйственной системы. Одним из наиболее существенных базовых элементов устойчивой финансовой инфраструктуры является четкая, понятная и общепризнанная система бухгалтерского учета и отчетности, принципы которой можно интерпретировать и применять достаточно жестко и постоянно. Это определяет основные направления изменений в хозяйственном механизме функционирования предприятий, в системе бухгалтерского учета и формирования отчетности.

Особую актуальность приобретает процесс дальнейшего развития и реформирования бухгалтерского учета и аудита в условиях преодоления последствий глобального финансового кризиса [1].

Говоря о реформе системы бухгалтерского учета, прежде всего, нельзя согласиться с получившим достаточно широкое распространение подходом, согласно которому переход к использованию международных стандартов рассматривается в качестве конечной и чуть ли не единственной цели реформирования системы бухгалтерского учета. На самом деле, цель современной реформы значительно масштабнее и глубже. Она заключается в построении системы, адекватной новому типу хозяйственных отношений в украинской экономике.

Реформирование бухгалтерского учета можно объединить в три составные части:

ü совершенствование системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;

ü становление бухгалтерской профессии;

ü подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета.

Каждая из этих частей важна сама по себе и обязательна для успешного выполнения программы в целом.

Становление профессии бухгалтера означает проявление в методической и организационной работе инициативы самих бухгалтеров, а не органов исполнительной власти (министерств и ведомств). Для этого должен быть создан соответствующий механизм осуществления бухгалтером своих профессиональных функций, в частности через организованный в 1997 г. институт профессиональных бухгалтеров.

Существенную роль в повышении статуса профессионального бухгалтера играет проводимая в настоящее время работа по аттестации. Требуется переобучение и переаттестация бухгалтерских работников (а их по некоторым оценкам около 3 млн. чел.) и, в первую очередь, главных бухгалтеров.

В результате обозначенных задач должны быть созданы условия для формирования хозяйствующими субъектами полезной информации об их финансовом положении и результатах деятельности, а также обеспечены достоверность и надежность бухгалтерской отчетности, как важнейшего источника информации для принятия решений широким кругом заинтересованных пользователей.

Если подходить к реформе, таким образом, то применение МСФО является не целью, а средством преобразований. Весьма важным и эффективным, но лишь одним из целого ряда средств. Сведение же всей реформы исключительно к использованию международных стандартов, по нашему мнению, ограничивает поле деятельности специалистов и вводит в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.

Внедрение МСФО не подразумевает одномоментного изменения всей системы учета и отчетности в Украине. Переход к использованию международных стандартов, несомненно, должен быть постепенным и целенаправленным процессом. Смысл такого процесса заключается в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устранялись последовательно в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения целостности этой системы.

Невозможность перехода на МСФО "в один день" обусловлена необходимостью предварительного осуществления большого числа мероприятий, делающих такой переход реальным. В частности, потребуются коррективы в законодательстве, прежде всего гражданском и налоговом.

Налоговым органам потребуется пересмотреть свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета и отчетности, включая серьезные изменения в налоговых правилах. Одновременно нужно адаптировать к международным нормам правовые национальные нормы, провести судебную реформу, обозначить влияние государства на финансово-хозяйственную деятельность и т. д. Следующим шагом должен стать пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности [2].

На наш взгляд, необходима определенная институциональная перестройка системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, в том числе образование органа, способного быстро реагировать на запросы практики и давать некоторые оперативные разъяснения по поводу новых стандартов. Целесообразно создать специальный орган, надзирающий за применением стандартов или, иначе, контролирующий качество бухгалтерской отчетности.

Очевидно, что все это – весьма и весьма масштабные задачи. Однако без их решения переход к МСФО окажется фикцией.

Помимо кропотливой работы с бухгалтерскими кадрами существует и другой, не менее важный аспект использования МСФО – это то, что обычно вкладывается в само понятие "внедрение стандартов", как практически должен происходить процесс перехода к ним.

Опыт других стран показывает, что применение какого-либо международно-признанного решения в национальном стандарте возможно только в том случае, когда это решение соответствует реальной экономической ситуации, существующей в стране [3].

Иными словами, при использовании МСФО для создания национальной системы учета необходима своего рода адаптация.

Если исходить из предложенного выше пути перехода к использованию МСФО и рассматривать данный процесс как один из основных факторов продолжения и активизации реформы бухгалтерского учета в Украине, то задачей первостепенной важности сегодня представляется максимально полное и добросовестное освоение концепции и содержания международных стандартов широкой бухгалтерской общественностью, включая представителей регулирующих органов. Понимание основополагающих идей и смысла международных стандартов обеспечит в дальнейшем корректный подход к применению в украинской бухгалтерии решений, традиционных для лучшей западной практики.

Литература:

1. Распоряжение КМУ «Об одобрении стратегии применения международных стандартов финансовой отчетности в Украине» // Украинский бухгалтерский журнал «Баланс». – 2007. – № 64(710). – С. 7-10.

2. Закон України «Про Загальнодержавну програму адаптації законодавства України до законодавства Європейського Союзу» // Відомості Верховної Ради України. – 2004. – № 29. – С. 367.

3. Аскери О. Китайская модель перехода на МСФО на примере Сингапура / О. Аскери // Журнал "МСФО: практика применения". – 2006. – № 4. – С. 18–23.