Каталог статей

Сухомлина Н.В.

Новые подходы в организации производства и управления

Графики производства часто срываются, потому что большая часть станочного парка простаивает, рабочие избегают участия в решении производственных проблем, руководители среднего звена постоянно выступают в роли пожарных, которые только и делают, что тушат разгорающиеся трудовые конфликты или затыкают дыры на производстве, а поставщики и субподрядчики демонстрируют полное нежелание сотрудничать, вносить изменения в сроки поставок комплектующих изделий, пересматривать ассортимент или качество своих изделий и материалов и т.п. Качество продукции в этих условиях отодвигается на второй план, доминирующей является концепция «приемлемого или допустимого уровня качества», а вовсе не наивысший его уровень. Мало того, низкое качество низким никто не называет, все говорят о неудовлетворительном, недостаточно высоком качестве, о неполном соответствии продукции стандартам, спецификациям или техническим условиям. При этом как-то само собой забывается, что потребителя мало волнует полное или неполное соответствие изделия любым нормативным документам. Для него существует лишь продукция, которая ему нравится или которая не нравится. Он может купить вещь с отклонением от стандартов, а во втором случае – отдать предпочтение импортной.

Чтобы в такой среде поддерживать производство, нужны огромные запасы сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции (так, на всякий случай), нужны целые цехи по переделке брака и устранению дефектов, не говоря уже о той массе денежных средств, которые «заморожены» в запасах.

Сегодня, чтобы сделать предприятие конкурентоспособным в борьбе с ведущими фирмами Западной Европы, требуются совершенно новые подходы в организации производства и управлении, чем те, на которые наши руководители привыкли опираться и ориентироваться в прошлом.

Прежде всего, новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.

Прежде чем браться за разработку плана технической реконструкции предприятия или отдельного цеха, нужно выяснить качественный уровень управляемости этим предприятием. Дело все в том, что современная техника требует столь же современных форм организации и методов управления производством. И чем технически сложнее машины и оборудование, тем сильнее зависимость результатов хозяйственной деятельности, эффективности производства от степени соответствия управления технологическому укладу предприятия. И чем больше разрыв между уровнем организации управления и техническим уровнем производства, тем быстрее предприятие теряет свою конкурентоспособность.

Для создания конкурентоспособного предприятия надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко уметь определить, и быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества. Все усилия в производстве и управлении должны быть направлены на развитие тех качеств своего предприятия или выпускаемой им продукции, которые выгодно отличают предприятие от потенциальных или реальных конкурентов.

Структура предприятия должна базироваться на понятии «бизнес оптимальных масштабов». Способность человека управлять имеет определенные пределы, значит, должен быть найден оптимальный масштаб бизнеса, позволяющий управлять эффективно. Следовательно, когда предприятие внедряется в новые отрасли, необходимо находить новые управленческие кадры, делегировать им власть – от производства до продаж, а контроль в целом оставлять за основным предприятием.

Процесс принятия решений по вопросам повышения конкурентоспособности, собственно, представляет собой формирование стратегии предприятия, стратегии, которая по аналогии с компьютеризацией, является тем самым программным обеспечением, которое способно вывести предприятие в лидеры. Стратегия предприятия является чем-то абстрактным и выражается устно, но она подчеркивает оценку внутренних дел и воплощает намерение преодолеть конъюнктурные трудности усовершенствованием политики и целей. Это своего рода лозунг, которому должны следовать все работники предприятия.

Иначе говоря, успех в конкурентной борьбе все более становится не только функцией производства, сколько функцией управления, чуть ли не целиком зависит от качества, эффективности управления и организации производства в самом широком смысле.

Это может быть и более экономичный аппарат управления, и более высокая оперативность в принятии решения, лучшая мотивация работников и т.п.

Производственная система в такого рода предприятиях становится, так сказать, «поддерживаемой извне», эффективность ее определяется не столько внутренними факторами, включая управленческие, такими, как, например, идеальное производственное планирование или управление качеством, сколько внешними управленческими факторами (качество организации и эффективность самой системы управления).

Предприятия, которым удалось достичь этой конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Именно это обеспечивает перспективный успех предприятию на рынке, долговременное превосходство над конкурентами. Такие предприятия называют предприятиями с производством мирового класса.