главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Мельчук М.В.

ДонНУЭТ имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Анализ рынка пивной промышленности Украины в условиях кризиса

Отрасль пищевой промышленности - один из флагманов новой украинской экономики. Отрасль является локомотивом для производства ячменя, хмеля, стеклянной и полиэтиленовой тары, алюминиевой тары, для розничной торговли.

Проблемами изучения рынка пивной промышленности занимается ряд учених-экономистов, таких как: Тарасов В.К., Антонов Г.М., Довгополый Д. Изучение влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса на состояние и динамику рынка пива в Украине, не рассматривается рыночными аналитиками в полной мере, что обусловило актуальность данной темы.

Пивная отрасль в Украине считается одной из наиболее развивающихся динамических отраслей. Это обусловлено многими причинами. В качестве основной можно назвать привлечение иностранных инвестиций. Появление на рынке таких транснациональных компаний, как Inbev и Baltic Beverages Holding сыграло свою значимую роль.

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. По результатам анализа делают вывод о внутренней структуре анализируемого предмета и наилучших способах его использования.

В течение последних лет пивной рынок Украины демонстрировал более чем уверенную динамику развития. При ежегодном приросте он опережал российский рынок. Однако с приходом кризиса украинский рынок пива потерял свои прежние позиции.

В 2005г. производство пива увеличилось на 44 млн. дол, стал достойным завершением развития пивоваренной отрасли. Такой высокий темп роста последний раз наблюдался в 2000 г. (увеличение рынка на 23%). В последующие года спрос снизился и составил 18% в 2001 году и 12% в 2003-2004 гг. Основная часть продукции (92%) приходилась на четыре крупнейших производителей – «САН Интербю Украина», «Оболонь», «ВВН Украина» и «Сармат». Остальные 8% делили между собой мелкие региональные предприятия. Вместе с растущими объемами сваренного пива к 2005 г. вырос и экспорт (на 21%).

Потребление пива в 2005 году увеличилось на 23%, в 2006 г. на 15%, а в 2007 показатель составил 12%. Однако, несмотря на то, что в 2007 году было продано 280 млн. дол пива, объем рынка в стоимостном выражении продолжал увеличиваться на 20-30% в год за счет роста цен.

По данным экспертов предполагалось, что в 2008-2010 гг. объемы производства пива ежегодно будут увеличиваться в среднем на 7%, несмотря на то, что в период 2001-2006 гг. объем производства увеличивался более чем на 15%. По прогнозам аналитиков, украинский рынок пива находится на пороге насыщения. Однако, в связи с мировым экономическим кризисом в 2008 г. украинский рынок увеличился лишь на 1,4%. Такой показатель для украинских пивоваров оказался, чуть ли не катастрофическим.

Среди причин слабого развития рынка пива в 2008 г. следует выделить: мировой финансовый кризис; повышение цен на сырье, которое отразилось на цене пивной продукции для конечного потребителя.

Однако, несмотря на мировой финансовый кризис и снижение спроса на продукцию, пивовары не закрывали свое инвестиционные проекты. Например, в 2008 г., чтобы на 50% увеличить мощности по производству пива, «Перша приватна броварня» начала масштабную реконструкцию завода со строительством новых помещений. ЗАО «Оболонь» также не отказалась от инвестиционных планов откорректировав их.

В 2008 г. пиво существенно подорожало. Только в период с декабря 2008 г. по январь 2009 г. компании повысили отпускные цены на 12-16%, что было реакцией на колебания курса валют. В связи с ослаблением курса украинской гривны по отношению к доллару и евро стоимость некоторых импортируемых материалов увеличилась примерно на 50%, особенно это коснулось хмеля и дрожжей. В то же время осталась прежней, и даже немного снизилась, взлетевшая в 2007 г. стоимость солода. Это объясняется хорошим урожаем ячменя.

По итогам 2009 г. рынок пива сократился на 7,4% и в объемном выражении составил 265,3 млн. дол, при этом производство пива снизилось приблизительно на 6% до 300,3 млн. дол. Основными причинами падения рынка, безусловно, являются ухудшение материального положения граждан, вследствие экономического кризиса, а также беспрецедентное давление на отрасль со стороны регулирующих органов. Прошедший год ознаменовался, практически двукратным повышением акциза на хмельной напиток с 0,31 до 0,6 грн./литр с июля 2009 г. а также пристальным вниманием народных депутатов к регулированию отрасли.

С 1. 07. 2010 г. в Украине вступили в силу новые увеличенные ставки акцизов на пиво (рост на 23,3%). Это предусмотрено законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины"№ 2275 от 20.05. 2010 г. (законопроект №6337). Согласно документу, акциз на пиво со второго полугодия этого года увеличился на 0,14 грн/литр – до 0,74 грн/литр.

Компании «САН Инбев Украина» прогнозируют, что такое повышение акциза, несомненно, скажется на отпускной и розничной цене пива. В свою очередь, это приведет к сокращению рынка пива в краткосрочном периоде. Представители компаний также акцентируют внимание на том, что сокращение прибыли пивоваров существенно снизит объемы инвестирования в развитие отрасли. А это, безусловно, затормозит процесс формирования культуры потребления пива в Украине.

По данным Укрстата производство пива в январе - августе 2010 года составило 225558,2 тыс. дол. по Украине, что демонстрирует увеличение роста производства в сравнении с январем-августом 2009 г.(221607,8 тыс. дол).

Таким образом, в результате экономического анализа состояния рынка пива Украины, можно сказать, что объем производства пива постепенно наращивает свои утерянные позиции в период после мирового финансового и экономического кризиса, о чем свидетельствуют показатели данной отрасли. Однако, после принятия законов, после с 1 июля 2010 года по текущий период, следует ожидать, что темпы роста объемов реализации пива на рынке Украины существенно снизятся из-за жесткого государственного контроля и увеличения акциза на пиво.

Литература:

1. «Потребитель+рынок» - 2008. - № 7-8 – с.30.

2. «Бизнес» – 2009 - № 33 – с. 50.

3. «Новости торговли» – 2008 - №1 – с.46.

4. [сылка более недоступна}