главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
К.э.н. Руднева Е.Ю., Чмыхалова Ю.Ю. Автомобильно-дорожный институт ГВУЗ "ДонНТУ", Украина Оценка природного газа как альтернативного вида топливаТрудно представить себе сегодня человеческую цивилизацию без автомобиля. В развитых странах он стал не только основным транспортным средством, но и частью быта. Усложнение функций в производственной деятельности и сфере услуг, жизнь в больших городах обуславливают рост числа легковых автомобилей индивидуального пользования и увеличение объема грузовых перевозок. Уровень автомобилизации уже давно стал одним из основных показателей экономического развития страны, качества жизни населения. Автомобильный транспорт занимает важное место в транспортной системе страны. Он перевозит более 80% народнохозяйственных грузов, что обусловлено высокой маневренностью автомобильного транспорта, возможностью доставки грузов без дополнительных перегрузок в пути, а, следовательно, высокой скоростью доставки и сохранностью грузов. Однако достижения научно-технического прогресса приносят людям не только пользу, но и вред: дорожно - транспортные происшествия, несчастные случаи, неизбежность вреда от загрязнения окружающей среды выбросами отработанных газов, транспортного шума, вибрации, других физических воздействий. Необходимо отметить, что с точки зрения наносимого экологического ущерба, автотранспорт лидирует во всех видах негативного воздействия: загрязнение воздуха – 95%, шум – 49,5%, воздействие на климат – 68%. Исходя из этого, минимизация негативных последствий автотранспорта становится одной из первостепенных проблем, требующих разрешения. Экологические проблемы, связанные с использованием традиционного моторного топлива в двигателях транспортных средств, актуальны для всех стран мира. Во многих - приняты жесткие требования по экологизации автотранспорта. В результате количество вредных веществ в отработанных газах автомобилей за последние 40 лет уменьшилось на 70%. В настоящее время многие зарубежные моторостроительные фирмы взяли курс на решение задачи достижения нулевой токсичности отработанных газов за счет использования альтернативных видов топлива. В качестве альтернативных видов топлива можно использовать синтетическое топливо, получаемое из углей, чистый водород, такие спирты, как этанол и метанол, а также аммиак, ацетилен, растительные масла, нефтяные газы и сжатый природный газ. Учитывая состояние экономики нашей страны, важно, чтобы новое горючее удовлетворяло многие требования: имело необходимые сырьевые ресурсы, низкую стоимость, не ухудшало работу двигателя, как можно меньше выбрасывало вредных веществ, по возможности сочеталось со сложившейся системой снабжения топливом и др. В настоящее время наиболее приемлемым путем повышения экологичности автотранспорта является его перевод на природный газ, что обеспечит сокращение вредных выбросов в окружающую среду двигателями автомобилей до уровня, отвечающего жестким европейским нормам. У природного газа есть перспективы, так как его запасов гораздо больше, а цена его меньше. По сравнению с бензином сжатый природный газ как топливо для двигателей обеспечивает: снижение вредных выбросов отработанных газов до 90%; увеличение в 1,5 раза межремонтного пробега; увеличение в 2-3 раза службы моторного масла, снижение уровня шума работы двигателя на 3–8 дБ (минимум в два раза). Перевод автомобиля на газ не требует серьезной переделки двигателя. Двигатель, работающий на газе, требует минимальной регулировки. Недостатками же является то, что использование газа как топлива сопровождается снижением мощности двигателя на 18-20%, снижается грузоподъемность автомобилей. Указанные преимущества и недостатки использования природного газа в качестве топлива определяют рациональную область их применения: преимущественно перевозки в больших городах и прилегающих к ним районах, в частности обслуживание предприятий торговли, связи, быта и др. Экономическая выгода возрастает при большем годовом пробеге и большом расходе топлива конкретного автомобиля. Табл. 1 – Сравнительная характеристика основных видов топлива
Массовый перевод отечественных автомобилей на природный газ является наиболее рациональным, ресурсообеспеченным и экологически приемлемым путем повышения эффективности и экологизации автомобильного транспорта Украины. Литература: 1. М.М.Болбас. Транспорт и ОС. г.Минск, УП «Технопринт», 2004, 261с. 2. Евгеньев И.Е., Каримов Б.Р. Автомобильные дороги и окружающая среда. Учеб. - Москва, 1997г. 3. Денисов В.Н.; Рогалев В.А. «Проблемы эколизации Автомобильного транспорта» - С-П., ЭКО, 2004 г. - 194с. 4. Хомяк Я.В., Скорченко В.Ф. Автомобильные дороги и окружающая среда. - Киев: Вища школа, 1983. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||