Каталог статей

Сивцова Ю.С., Белгородцева М.А.

Перспективы применения ERP-систем в банках Украины

В настоящее время на отечественном рынке представлено множество управленческих информационных систем оптимизации процессов в банковской сфере. Это системы управления персоналом, взаимоотношениями с клиентами (CRM), логистическим комплексом (WMS-системы), цепочками поставок (SCM), учетные системы (автоматизирующие учетные функции управления), системы стратегического управления (BPM – системы бюджетного планирования и контроля).

Из них наиболее востребованных является программа ERP (Enterprise Resource Planning – планирование и управление ресурсами предприятия). Эксперты уверяют, что в данный момент именно эти системы используются большинством крупных и средних украинских предприятий.

Целью данной работы является определение перспектив применения ERP-систем в банках Украины.

Данная тема является актуальной, поскольку ERP-системы внедряются на многие предприятия Украины, в том числе и в банковской сфере, однако информации о ней недостаточно.

Исследованием данной темы занимались такие ученые, как Н. Логвинова, А. Дадали, Л. Слепцова, О. Васюренко, Л. Сердюк и другие.

ERP-системы и автоматизированные банковские системы (АБС) изначально преследовали одну и ту же цель – автоматизация учета на предприятии. Однако функциональное назначение у технологий совершенно разное: ERP изначально разрабатывалось для реального сектора, а АБС – для банковского. Система ERP появилась раньше, чем произошла массовая автоматизация в банках, она могла быть адаптирована под нужды банков и стать основой современных АБС. Однако на практике это не могло произойти, поскольку, по мнению начальника управления  «Проектный офис» банка «Союз» Дениса Соколова: «ERP-системы построены в соответствии со стандартом MRP2 и изначально созданы как инструмент управления дискретным производством. Классическим примером дискретного производства является машиностроение»[1].

Банкам свойственна своя специфика работы. В кредитной организации основная деятельность – это оказание широкого спектра услуг: кредитование, привлечение депозитов, операции с ценными бумагами и пластиковыми карточками, ведение клиентских счетов. По мнению директора департамента MBS компании «Ланит» Олега Москвина, оказание услуг – самодостаточный процесс, который практически не связан с внутрихозяйственной деятельностью. По мере развития ERP приняло форму комплексного продукта для всей деятельности компании. АБС была создана как система для автоматизации оказания услуг и учета соответствующих транзакций в процессе этой работы. Поэтому класс ERP-систем вырос вместе с торговыми и торгово-производственными предприятиями, а АБС – одновременно со становлением банков [2].

Несмотря на то, что изначально системы ERP и АБС использовались для достижения разных целей, сейчас их применяют как аналоги друг друга. В банковский сектор были внедрены крупные ERP-системы, такие как Microsoft Dynamics AX и SAP со специализированными решениями для финансовых институтов [1].

ERP-системы позволяют решить следующие задачи:

· организовать эффективное планирование всей финансовой и хозяйственной деятельности;

· повысить доверие инвесторов путем формирования максимальной прозрачности бизнеса;

· снизить риски и увеличить прибыль за счет оперативного принятия решений и их точности, интуитивности системы управления, разграничения доступа к информации в соответствии с должностями сотрудников, и реализации функций ее безопасности;

· сократить количественный аспект потерь рабочего времени за счет исключения дублирования данных разными службами и организации беспрепятственного обмена данными между отделами компании [2].

Унифицированная природа ERP предоставляет значительные преимущества, включая уменьшение количества ошибок, большую скорость и эффективность доступа к информации. В свою очередь, корректно организованный доступ поможет руководителям быстро ориентироваться в любой ситуации, имеющей место на предприятии, и повысить вероятность принятия правильного решения за счет оперативного информирования о проблеме и ее точного определения [2].

Однако многие эксперты утверждают, что в банковской сфере системы ERP не получили распространения «раньше», и в ближайшем  будущем не будут продвигаться в банковском секторе, поскольку для кредитных организаций  IT-решения относятся к основным средствам производства. А банк не может работать без автоматизированной инфраструктуры, которая будет обеспечивать его ежедневные потребности, такие как поддержка платежей клиентов, начисление процентов, выполнение кассовых, брокерских операций и управления рисками. Деятельность банка базируется на IT-решениях, которые и являются АБС. Следовательно, для кредитной организации гораздо важнее развивать именно такие АБС, поскольку они определяют уровень конкурентоспособности бизнеса банка.

ERP-системы изначально были ориентированы на автоматизацию компании как юридического лица, а для банков относятся к IT-системам второго порядка, то есть меньшего приоритета. Однако нельзя утверждать однозначно, что ERP-системы не нужны финансовым институтам. Многие эксперты банков, которые внедрили данную систему, утверждают, что автоматизация хозяйственной деятельности кредитной организации за счет ERP может быть эффективной. Однако на практике не во многих банках система себя оправдала [1].

Очевидно, что любое новое внедрение в IT-инфраструктуру банка сопряжено с трудностями. Поэтому не все банки могут что-то менять в уже настроенной АБС, поскольку новый элемент придется долго и трудно настраивать под специфику работы каждого конкретного банка.

Денис Соколов считает, что основные проблемы при внедрении ERP в банке должны быть такими же, как и в остальных областях применения этих систем: выстраивание технологических процессов, проектное управление, отсутствие формулировки четкой задачи и системы управления изменениями. Возможны ситуации, когда у руководства компании нет четкого представления, как именно будет использоваться система и каков будет эффект от ее внедрения [1].

Таким образом, можно сделать вывод: что внедрение ERP-системы в банковскую сферу Украины на данный момент не имеет никаких перспектив, поскольку многие банки не настроены менять уже налаженные автоматизированные банковские системы на новые, которые еще не стали популярны в применении в мировых банках. Это связано с рядом трудностей внедрения такой системы:

· риск внедрения новой, еще не опробованной в банках, программы;

· нежелание банков переходить на новую систему автоматизации учета в банках, которая не оправдала себя в деятельности мировых банков;

· отсутствие гарантий эффективности внедрения ERP-системы.

Следовательно, еще рано говорить о внедрении данной системы в банковскую сферу повсеместно, однако некоторые банки начинают постепенно применять данную систему в своей деятельности, и, возможно спустя 5-10 лет данная система оправдает себя.

Литература:

1. ERP: хозяйственный учет в банке. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

2. ERP-системы: «за», «против» или воздержаться. – Режим доступа: [сылка более недоступна}