Каталог статей | ||||||||||||
Кравченко О. А. Методологические аспекты формирования подхода к сценарному финансовому планированиюАнализ существующих подходов к финансовому планированию и прогнозированию на железнодорожном транспорте показал, что ориентирование на традиционные формальные методы и модели в современных условиях не позволяет вырабатывать эффективные плановые решения, одним из требований к которым в нестационарной экономике является способность к адаптации в соответствии с изменениями внешней среды. Однако адаптация, основанная исключительно на прошлом опыте, в подобных условиях мало эффективна. Западные исследователи, в частности Адам Кахан (ассоциированный научный сотрудник Said Business School при Оксфордском университете), отмечают, что только «простые проблемы» могут быть решены однозначно, на основе прошлого опыта, поэтому для решения «сложных проблем» необходим отход от чистой адаптации и реактивности и переход к интенциональности и генеративности [1].Это приобретает особое значение для повышения эффективности функционирования и развития отрасли, находящейся в процессе реформирования: при разработке долгосрочных и стратегических финансовых планов необходимо учитывать будущие изменения как внешней, так и внутренней среды отрасли, связанные с ее реформированием, а также влияние самого процесса реформирования на текущую и будущую эффективность, что невозможно исследовать на основе прошлого опыта. Поэтому в условиях повышения нестационарности и динамичности внешней среды актуальным является выработка методологического подхода к формированию системы финансового планирования, основанной на сценарном подходе с учетом особенностей производственной и финансово-экономической деятельности железнодорожного транспорта. В настоящее время не существует единого методологического подхода к сценарному планированию. М. К. Мэйсон (внештатный научный сотрудник, консультант по исследованиям) отмечает, что в академической науке существует две школы планирования, основанные на сценарном подходе [2]. Первая школа, которую можно охарактеризовать как школу снижения риска планирования, основана на предположении, что цель сценарного планирования заключается в предоставлении крупным корпорациям механизмов и знаний для оперативного реагирования на возникающие возмущения в «неспокойные времена». При этом разработанные сценарии рассматриваются как инструмент обнаружения «слабых» мест во внутренней и внешней среде корпорации, а также выявления нечетко выраженных тенденций их изменений. При таком подходе основными задачами, которые должны решаться при помощи сценарного планирования, являются: 1) более эффективное реагирование на возникающие количественные и качественные изменения внешней среды для недопущения кризисных ситуаций в корпорации; 2) снижение негативного влияния этих изменений на ее будущую эффективность. При этом основным методом снижения существующей неопределенности как внешней, так и внутренней среды признается создание и накопление «критической массы» измерений ключевых событий и объектов с использованием опыта разработки сценариев в данной корпорации. Это позволяет быстро и достаточно эффективно реагировать на возникающие возмущения внешней среды, так как для большинства из них уже определены мероприятия по их нивелированию. Данный подход имеет существенные недостатки, которые снижают эффективность его применения, основными из которых являются: 1) разработка большого числа сценариев снижает их проработанность, что может приводить к значительным просчетам в будущем. Общепризнанным является мнение, что сценарный подход к планированию будет эффективным, если число разрабатываемых сценариев не превышает 3-4 равноценных и равновероятностных сценариев. При увеличении количества сценариев эффективность их использования значительно снижается; 2) повышенное внимание к снижению рискованности текущей деятельности корпорации, что может приводить к значительному снижению эффективности в будущем за счет упущенных возможностей; 3) выделение и постоянный контроль ограниченного, четко определенного множества ключевых событий и объектов может приводить к потерям, связанным с не учетом действительно определяющих факторов и тенденций, влияние которых в момент разработки сценариев является неявным; 4) из-за ориентации на максимально полное описание будущего может снижаться способность менеджеров принимать адекватные меры при возникновении ситуаций, не описанных в сценариях; 5) сценарное планирование предполагает в основном качественный анализ внешней и внутренней среды, что, как отмечают исследователи, до сих пор вызывает критические замечания за «оторванность от практики ведения бизнеса» [3]. Кроме этого, большинство исследователей сценарного планирования сходятся во мнении, что количество разрабатываемых сценариев не должно являться самоцелью, их необходимо рассматривать как инструмент управления, позволяющий повысить качество принимаемых решений [4]. В реальности изменение тенденций внешней среды может не соответствовать ни одному из разработанных сценариев, так как невозможно предвидеть и описать все возможные изменения в будущем, а также их влияние на функционирование корпорации. Вторая школа, которую называют «революционной», предполагает более широкий и глубокий анализ внешней среды и считает, что целью сценарного планирования является выработка наилучших предсказаний (прогнозов), в которых будет отражаться будущее не только конкретной корпорации, но и отрасли в целом [5]. При этом сценарии рассматриваются как инструменты достижения тактических и стратегических целей корпорации, которые определены как приоритетные в будущем. Сценарии используются для структурирования информации, полученной при обсуждении альтернативных направлений развития корпорации и определения тактических задач, необходимых для достижения стратегических целей. Подход «революционной» школы сценарного планирования имеет очевидные преимущества по сравнению со школой снижения риска, основными из которых являются следующие: 1) углубленный анализ внешней среды корпорации позволяет более адекватно оценивать возможные изменения и отражать их в разрабатываемых сценариях, что будет способствовать повышению их достоверности; 2) определение комплекса мероприятий для того, чтобы «правильное будущее» корпорации произошло на самом деле, что позволяет делать процесс развития корпорации более управляемым; 3) позволяет «увязать сценарии с уже применяемыми моделями финансового планирования» [4]; 4) использование различных сочетаний качественных и количественных характеристик внешней и внутренней среды корпорации, что способствует повышению достоверности получаемых оценок будущего. В таблице 3.1 приведен сравнительный анализ существующих подходов к сценарному планированию. На основе проведенного анализа подходов к сценарному планированию можно сделать вывод, что подход, предлагаемый «революционной» школой, в условиях нестационарной и динамичной внешней среды является более эффективным по сравнению со школой снижения риска планирования. Однако представляется более рациональным разработка комбинированного подхода для осуществления долгосрочного и стратегического финансового планирования на железнодорожном транспорте. Так, подход, предлагаемый первой школой, целесообразно использовать при проведении качественного анализа внутренней и внешней среды отрасли и как основу для целеполагания при финансовом планировании, так как сценарии «обеспечивают свежий взгляд и новый язык, а также и основы, которые могут быть использованы для поощрения диалога и стратегического мышления о проблемах и возможностях» [2], с которыми может столкнуться отрасль. Это позволит определять реальные и фактически достижимые долгосрочные и стратегические цели развития железнодорожного транспорта. В это же время подход «революционной» школы, предусматривающий использование различных сочетаний методов количественного и качественного анализа, позволит определять способы достижения поставленных целей и использовать сценарии как эффективные инструменты моделирования возникновения ожидаемых возмущений внешней среды и разработки эффективных мероприятий по их нивелированию, если они возникнут в реальности, что особенно ценно в условиях реформирования отрасли. Таблица 1 Сравнительный анализ подходов к сценарному планированию
Применение такого комбинированного подхода к сценарному финансовому планированию на железнодорожном транспорте позволит не только проводить мониторинг внешней среды корпорации и оперативно и эффективно реагировать на возникающие возмущения, но и постепенно снижать остаточную неопределенность, что особенно важно для анализа и учета неопределенностей третьего и четвертого уровней при осуществлении долгосрочного и стратегического финансового планирования. Тогда цель осуществления сценарного финансового планирования на железнодорожном транспорте будет заключаться не в определении будущих событий, а в выделении множества факторов, которые будут «толкать будущее в различных направлениях» [3] и тем самым влиять на различные аспекты финансово-экономической деятельности отрасли, возникающие проблемы и потенциальные возможности. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость учета выделенных факторов при финансовом планировании и последующем мониторинге выполнения финансовых планов. Литература: 1. Kahane A. Solving Tough Problems: An Open Way of Talking, Listening, and Creating New Realities / Adam Kahane. – San Francisco: Berrett-Koehler Publishers, Inc., 2004. – 156 p. 2. Mason, Moya K. Future Scenarios: The Art of Storytelling. [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна} 3. Брецман Ф., Гетц И. Сценарное планирование возвращается и становится неотъемлемой частью эффективного корпоративного управления. [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна} 4. Mandel, T. F. (1993) How Companies Use Scenarios: Practices and Prescription / Thomas F. Mandel, Ian Wilson // SPI Business Intelligence Programme Report, R822, Spring. 5. van der Heijden, Kees. Scenarios, the Art of Strategic Conversation / Kees van der Heijden. – Chichester: John Wiley & Sons, 1996. – 356 p. | ||||||||||||