Каталог статей |
Сагайдак И.В. Развитие межбюджетных отношений в контексте расширения финансовой базы регионов21 июня 2001 года был принят первый в истории Украины Бюджетный кодекс, существенным достижением которого, был определен механизм и порядок формирования местных бюджетов.8 июля 2010 был принят Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» - новая редакция документа, вступившая в силу 01.01.2011 г. Основные изменения в новой редакции коснулись механизма распределения налогов и налоговых поступлений в бюджеты разных. В частности главным достижением бюджетной и налоговой реформы для региональных структур стало уменьшение роли государства в обеспечении регионов средствами для развития и одновременное создание возможностей для самостоятельного поиска источников формирования финансовой базы, обеспечение эффективного и сбалансированного развития территорий, в то же время переводит выполнение части обязательств государства на органы местного самоуправления, однако - без надлежащей финансовой компенсации их дополнительных расходов. Согласно новой редакции бюджетного кодекса можно выделить следующие новшества для местного самоуправления связанные с расширением финансовой базы регионов: 1. Новый кодекс значительно расширяет доходную базу г. Киева и г. Севастополя, АР Крым и областных бюджетов, к которым должны поступать по 50% сборов за специальное использование лесных ресурсов, специальное водопользование, а также 50% платежей за пользование недрами общегосударственного значения. 2. Новая редакция бюджетного кодекса наделяет все города правом зачислять 100%, по сравнению с прошлой редакцией со ставкой в 75%, средств от платы за землю в местные бюджеты. 3. Расширены полномочия местного самоуправления, которые позволяют вводить дополнительный налог на прибыль. 4. Создан механизм возврата процентов по перевыполнению плана бюджета в виде трансферта. Однако отсутствие четко сформулированного механизма этого процесса в выписанной создает возможности для определенных манипуляций. 5. Нормировано зачисление налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, исключительно в бюджеты местного самоуправления - городов, поселков, сел и их объединений. Поступления должны укрепить доходную базу городов, поселков и сел, которые в подавляющем большинстве являются дотационными и не имеют других значимых источников налогообложения. 6. Расширен перечень поступлений второй корзины доходов. Кроме существующих, в него включены фиксированный налог на доходы от предпринимательской деятельности, а также переданы из первой корзины штрафные санкции, административные штрафы и иные поступления. 7. Нормирован источник специального фонда, к которому отнесен налог с владельцев транспортных средств, плата за торговые патенты по продаже нефтепродуктов, концессионные платежи относительно объектов коммунальной собственности, часть сбора за загрязнение окружающей среды, возврат кредитов и т.д. Не смотря на все позитивные изменения в новой редакции бюджетного кодекса Украины относительно децентрализации полномочий органов местного самоуправления существует проблема, связанная с системой бюджетного выравнивания. В частности, не установлено прямых отношений между Государственным бюджетом и бюджетами местного самоуправления. Техническая сложность внедрения такой модели является препятствием на пути к завершению децентрализации бюджетов и межбюджетных отношений. При этом существует риск принятия неэффективных и немотивированных решений относительно определения объема межбюджетных трансфертов для административно-территориальных единиц уровня ниже районного и городов областного значения. Кроме того, формула определения объема трансфертов требует большей степени учета региональных особенностей - плотности проживания, удаленности от центров предоставления услуг, реального количества потребителей услуг и др. [1., с. 23] Так в современных условиях общий вектор объективно обусловленных тенденций эволюции механизма бюджетного регулирования в Украине не свидетельствует о наличии глубоких оздоровительных процессов в социально-экономических, в том числе межбюджетных, отношениях. Что касается субъективной стороны деятельности государства в этой сфере, то и здесь обнаруживаются многочисленные негативные последствия функционирования современной бюджетной системы экономической безопасности Украины. [2., с.24] Практика европейских стран, подтверждает правильность пути децентрализации полномочий между государством и органами местного в которой именно регионы могут стать локомотивами экономического развития, и именно они способны повысить эффективность бюджетной системы в целом. В экономически развитых странах Европейского союза, местные органы власти, будучи полностью ответственными за социально-экономическое состояние соответствующей административно-территориальной единицы, проводят активную экономическую политику, в том числе в вопросах поиска и привлечения инвесторов. Закономерно, что местные органы власти лучше знакомы с финансовыми потребностями региона, поэтому могут мобильно и эффективно устранять проблемы по мере их возникновения в области своей компетенции. Проблема перераспределения полномочий и финансовых ресурсов между центром и регионами сегодня является одной из наиболее актуальных в контексте повышения эффективности бюджетной системы Украины. Исходя из вышеперечисленных изменений и анализа современных тенденций реформирования Бюджетного кодекса Украины можно сделать вывод что прослеживаются определенные тенденции по усилению полномочий органов местной власти путем перераспределения и расширения источников доходов местных бюджетов. Однако дополнительные доходы полученные после принятия нового кодекса с трудом покроют текущие минимальные потребности не говоря об улучшении социально-экономического уровня и дальнейшего развития соответствующих территорий. Особое внимание стоит обратить к вступившим изменениям нового Бюджетного кодекса согласно которого в местные бюджеты будут переданы дополнительные расходы, осуществление которых ранее проводилось на центральном уровне, что в свою очередь поглощает дополнительные средства которые появились после расширения доходной базы регионов. Для приведения Бюджетного кодекса Украины в соответствии к международным стандартам, для повышения экономической конкурентоспособности на мировой арене, необходимы решительные шаги на пути к реформированию бюджетной системы в целом. Для этого необходима консолидация и политическая воля всех уровней власти. Литература: 1. Жалило Я.А. Новая архитектура бюджетной системы Украины: риски та возможности экономического// Аналитический доклад// К.:НИСД, 2010.-35 с. 2. Реформирование бюджетной системы Украины на инновационных началах монография / коллектив авторов [общ. редакция Ф. А. Ярошенко]. - К. Министерство финансов Украины, 2010. - 544 с.
|