Каталог статей

Тимонович Е.Н.

Логистика в Республике Беларусь

Как показывает мировой опыт, важнейшим фактором экономического роста организации является формирование логистической системы, охватывающей различные сферы деятельности.  В индустриально развитых странах логистика давно поставлена на службу повышения эффективности управления движением материальных потоков. В современной рыночной среде процесс совершенствования логистического управления товародвижением объективно приводит к усилению интеграции организаций, участвующих в перемещении товаров.  Возникает необходимость регулирования всей системы движения товаров, при этом эффективность цепи поставок определяется уровнем организационного оформления хозяйственных связей всех участников товародвижения. Эволюция логистических систем за рубежом доказывает, что они становятся одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для отдельных организаций. В Республике Беларусь сложилась несколько иная ситуация. В силу объективных причин исторического, политического, экономического характера имеет место определенное технологическое отставание в области логистики.

Географическое положение Беларуси предопределяет ее роль в качестве транзитного государства.

Находясь на перекрестке основных транспортных маршрутов, связывающих государства Западной Европы с двумя мощными региональными рынками – Россией и странами Юго-Восточной Азии, а страны Черноморского побережья – со странами Балтийского моря, Беларусь не только может, но и должна стать ключевым звеном в реализации планов по построению глобальной трансъевропейской магистрали Север – Юг и Восток – Запад.

Это реально только в том случае, если страна сможет грамотно использовать преимущества своего месторасположения, то есть создать эффективную сеть транспортного логистического сервиса международного уровня и интегрироваться в логистическую систему Европы.

Пока же Беларусь в плане логистической инфраструктуры и технических возможностей значительно отстает от стран-соседей. И это при том, что конкуренция за транзит в мире усиливается с каждым днем. Чтобы ее выиграть, ключевыми факторами для участников рынка становятся минимизация транспортных издержек и качество логистических услуг.

Для Беларуси логистика должна стать приоритетной отраслью, т.к. она является основным транспортным коридором между Европой, Россией, и странами Азиатского региона. Во всех странах со схожими геоположением логистика обеспечивает 20-30 ВВП, в Беларуси объем экспорта в 2007 году составил 11,7 % в общем объеме отечественного экспорта. В странах Евросоюза этот показатель, как минимум, в 2 раза выше, а в Австрии, Дании, Ирландии, Испании, Великобритании услуги составляют около трети всего экспорта, а в Люксембурге – почти 70%.

В стране зарегистрировано более 1000 транспортно-экспедиционных компаний. Но компаний, способных реализовать комплекс логистических услуг, - единицы, причинами этому служат следующие:

· Открытость национальной экономики.

· Нет современных складов, терминалов для обработки грузов,

· Нет полноценного рынка земли (нет желающих инвестировать  в строительство центров, если не являешься собственником земли)

· Прозрачность таможенных процедур и гармонизация их с европейскими. Таможенные процедуры занимают много времени (несколько суток, в Литве 40 минут)

· Таможенные органы должны содействовать передвижению грузов, а не только контролировать. [1]

Только создание этих условий позволит Беларуси интегрироваться в международную систему транспортных коридоров. Можно сказать, что наша страна пока сделала первый шаг в этом направлении. В конце августа 2008г. Правительство приняло Программу развития логистической системы до 2015 года. В документе наибольшее внимание уделено управленческому, экономическому и финансовому аспектам, а также размещению элементов логистической цепи. Определены цели, задачи и пути развития логистической системы республики на период до 2015 года, представлена классификация логистических центров, разработаны основные подходы к их созданию, даны схемы размещения логистических объектов, предложен механизм создания льготного режима для потенциальных инвесторов и система критериев их выбора, обозначены подходы к информационному обеспечению управления и функционирования системы. Отдельный раздел программы посвящен развитию складов как одного из важных элементов инфраструктуры логистической системы. [2] Сейчас в республике действуют более 7,29 тыс. специальных складских помещений, более 1 тыс. временных помещений, 29 хранилищ для картофеля, овощей и фруктов, 139 складов-холодильников, 59 магазинов-складов. Основная часть функционирующих складов по степени оснащенности и техническому состоянию может быть отнесена к складам класса "С" и "D", поэтому предусматривается поэтапная реконструкция складов. Реализация программы будет осуществляться за счет средств инновационных фондов органов госуправления и других госорганизаций, инвесторов, республиканского бюджета, собственных средств предприятий.

В ближайшее время запланировано создать транспортно-логистический центр на базе госпредприятия «Брестгрузавтосервис», на базе ОАО «КМК «Интурист», «КМК-Логистик», ТЛЦ «Гомель-Авто», «Могилев-Белтаможсервис».

Также логистическая деятельность в Республике Беларусь регулируются такими законами как: Закон РБ «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» от  24  июля 2002 г.  № 134-З; Закон РБ «О транспортно-экспедиционной деятельности»  от 13 июня 2006 г. № 124-З; Закон РБ «О перевозке опасных грузов» от 6 июня 2001 г. № 32-З; Правила экспедирования грузов при смешанных перевозках; «О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг»Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2007 г. № 681.

В рамках ЕвраАзЭС принята концепция развития транспортного пространства. Она предусматривает создание транспортно-логистических цепочек и опорных логистических терминалов на территории от Алма-Аты до Бреста. На территории Беларуси должны быть построены 4 объекта опорной сети транспортно-логистической системы ЕвраАзЭС, из них 3-к 2012 году.

В существовании логистических центров, безусловно, заинтересованы руководители промышленных предприятий, а также представители органов госуправления. Но строить и возводить такие объекты должны специалисты, и вот тут-то и начинаются основные проблемы. С сожалением приходится констатировать: профессионалов высокого международного класса в области логистики в Республике Беларусь пока нет. Их надо готовить, причем усиленными темпами. По оценкам экспертов, для развития современного уровня логистики и логистических систем в Беларуси в ближайшее время потребуется 3-7 тысяч специалистов, и серьезную работу по их подготовке необходимо начинать уже сегодня. Важно при создании центров не допустить лоббирования чьих-то интересов, поэтому представляется, что на первых порах строительство и управление логистическими центрами должно находиться в руках государства, правительства.

Так что преград на пути создания, по сути, новой для страны отрасли, какой является логистика, немало. Но многие эксперты убеждены, что неизбежный рост цен на импортируемые энергоресурсы при фактическом отсутствии собственных рано или поздно заставит Беларусь сделать ставку на использование своего транзитного потенциала и развитие логистических услуг. Только как бы не было поздно. Есть не мало скептиков, утверждающих: если через 2-3 года Беларусь не предпримет реальных шагов по созданию в стране современной логистической системы, она рискует остаться на обочине мировых процессов. А проще говоря, ее просто объедут.

Литература:

1. Манюк “Логистика должна стать приорететной отраслью”// Белорусы и рынок.-№40.-2008г.

2. Программа развития логистической системы до 2015г.