Каталог статей | ||||||||||||||||||
Смоляк В. А., Мамченко О. А. Анализ возможностей современных электронных технологий для повышения эффективности расчетного обслуживания клиентов банковСущественные затраты времени на ввод информации с бумажных носителей (документов) в операционные системы по-прежнему остаются барьером на пути повышения эффективности производства и экономики в целом. Особенно актуально данная проблема для банков, которые вынуждены обрабатывать большое количество финансовых и юридических документов [4].Являясь лидерами по применению информационных технологий, кредитные учреждения с их помощью пытаются сократить объем документооборота бумажных платежных документов. Более 95% бумажного документооборота банка составляют платежные поручения клиентов - юридических лиц. Для сокращения объема бумажной документации используются такие инструменты как системы "Клиент-Банк" и "Интернет-бэнкинг". По уровню качества решения и распространенности приоритет, безусловно, принадлежит системам "Клиент-Банк". Однако, несмотря на то, что подобные системы на рынке существуют уже достаточно давно, в среднем только 10% активно работающих клиентов используют "Клиент-Банк". При этом доля электронных документов, доставленных средствами "Клиент-Банк", не превышает 30% от общего объема документов. По-прежнему значительная часть клиентуры предпочитает выполнять платежи с помощью бумажных документов, так как для использования "Клиент-Банк" необходимо установить дополнительное оборудование и программное обеспечение, связав их со средствами автоматизации, обучить персонал, обеспечить требуемый уровень работоспособности техники, защиту цифровых подписей и т.д. Не все клиенты готовы идти на затраты, связанные с внедрением безбумажного обмена с банком [3]. Очевидно, что необходима технология, которая по своей эффективности для банка не уступала бы системам "Клиент-Банк", но была бы необременительной и удобной для клиентов. В этом вопросе интересен опыт Центрального банка России, который активно внедряет системы электронного документооборота по платежным поручениям. Одним из решений данной проблемы является технология BiPrint [5], которая позволяет кардинально сократить время ручного ввода бумажных платежных документов в информационную систему банка, обеспечивая при этом практически 100% отсутствие ошибок. Она основана на использовании двумерных штриховых кодов и специального считывающего оборудования (image reader) [1]. Используемые совместно BiPrint и "Клиент-Банк" дают возможность банку в рамках расчетно-кассового обслуживания клиентов предложить им пакет услуг, который позволит кредитной организации перевести большую часть бумажного документооборота в электронную форму. Возможности BiPrint не ограничиваются обработкой только платежных поручений и платежных требований. С ее помощью можно обрабатывать мемориальные ордеры, заявки на покупку/продажу валюты, поручения на перечисление средств в иностранной валюте, счета-фактуры, таможенные декларации и другие документы. Таким образом, технология BiPrint практически решает проблему ввода бумажных документов в информационную систему. При этом она обладает рядом важных преимуществ [7]: - высокая скорость безошибочного ввода – около 0,5 сек; - отсутствие необходимости изменения программного обеспечения у клиента и в банке; - многократный рост производительности труда сотрудников банка и как следствие сокращения затрат на ручной ввод; - высокая скорость внедрения и обучения (например, установка виртуального принтера у клиента занимает 15-20 минут); - высокая устойчивость к физическим нарушениями документа – специальное построение штрих-кода обеспечивает его гарантированное считывание при проявлении на нем изломов бумаги, пятен, надписей и т.д.; - низкие требования к качеству печати документа, который может быть напечатан с использованием любого принтера – матричного, струйного или лазерного; - возможность быстрого и малозатратного пополнения перечня обрабатываемых бумажных документов. Система "Клиент- Банк" обладает достоинствами и неудобства, как для клиента, так и для банка. Эти достоинства и неудобства приведены в табл. 1 [6].
Таблица 1 Достоинства и недостатки использования системы “Клиент-Банк"
Примерные возможности, которые с пользой для себя может реализовать клиент банка, воспользовавшись услугами системы электронных платежей, представлены в табл. 2 [2].
Таблица 2 Примерные возможности, при использовании системы электронных платежей
Таким образом, исходя из приведенных преимуществ и недостатков, совместное использование BiPrint и "Клиент-Банк" дадут возможность как банку так и клиенту существенным образом оптимизировать процесс расчетно-кассового обслуживания.
Литература:
1. Карп А. М. Новые технологии в расчетно-платежной системе коммерческого банка // Планета Интернет. – 2008. – №21. – С. 41-43. 2. Кузнецов Н. Н. Система «Клиент-Банк» // Бизнес и банки. – 2007. –№11. – С. 7-11. 3. Марков С. А. Интернет как среда для банковских услуг // Банковские технологии. – 2008. – №6. – С. 13-15. 4. Минина Т. Н. Электронные банковские услуги // Банковские услуги. – 2007. – №7. – С. 31-35. 5. Прокопенко П. П. Правовые проблемы осуществления расчетов через системы «Клиент-Банк» и пути их разрешения // Бизнес и банки. – 2008. – №32. – С. 25-29. 6. Сперанский В. А. Система «Клиент-Банк» // Банковские технологии. – 2008. – №16. – С. 14-16. 7. Шкудун Д. С. Моделирование работы банка в системе электронных платежей // Планета Интернет. – 2006. – №5. – С. 5-8. | ||||||||||||||||||