Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Захаров П.Н., Кузьмина Л.В. Анализ состояния трудовых ресурсов пенитенциарной системы Российской ФедерацииВ настоящий момент сложилась ситуация, при которой основными направлениями экономической деятельности учреждений пенитенциарной системы Российской Федерации являются промышленные и сельскохозяйственные производства. Что обусловлено как нуждами самой системы ФСИН, так и стабильным спросом на продукцию металло- и деревообработки. В виду ограниченности высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих реализацию инновационных процессов в производства, вызывает большой интерес возможность использования скрытого потенциала трудовых ресурсов, находящихся в ведении территориальных органов ФСИН России.
Рис. 1. Численность осужденных и лиц, в отношении которых избрана мера пресечения заключения под стражу, человек По состоянию на 1 апреля 2012 г. в учреждениях УИС содержалось 741,6 тыс. человек, в том числе: - в 755 исправительных колониях (ИК) отбывало наказание 623,5 тыс. человек, в том числе: a) в 145 колониях-поселениях отбывало наказание 41,7 тыс. человек; b) в 5 ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы отбывало наказание 1788 человек. - в 230 следственных изоляторах и 165 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, содержалось – 114,3 тыс. человек. - в 7 тюрьмах отбывало наказание 0,9 тыс. человек. - в 46 воспитательных колониях для несовершеннолетних 2,7 тыс. человек. Анализируя статистические данные, представленные на рисунке 1, можно заметить, что с 2008 года, несмотря на снижающийся тренд, общая численность осужденных остается значительной, в условиях ежегодной убыли населения Российской Федерации. Соответственно потенциал ФСИН России в привлечении трудовых ресурсов составляет более 600 тыс. человек. Лица в составе 114 тыс. человек, находящиеся в следственных изоляторах не обеспечиваются работой, в виду законодательных ограничений. В дополнении немаловажным фактором является возможность повышения эффективности социальной адаптации несовершеннолетних осужденных, за счет обеспечения их востребованными на рынке труда специальностями. Для реализации этих задач в рамках территориальных органов ФСИН России функционируют 318 вечерних общеобразовательных школ и 332 профессионально-технических училищ. Для характеристики степени трудоспособности осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы, необходимо провести их ранжирование по возрастному признаку. Данные по исследованию представлены на рисунке 2.
Рис 2. Возрастной состав осужденных В то же время женщин среди них всего 15,2 %, а мужчин – 84,8 %. Соответственно можно утверждать, что в местах лишения свободы содержаться порядка 575,1 тыс. трудоспособных осужденных. Из них лишь 27,84 % занято на оплачиваемых работах. В то время как порядка 70 тыс. осужденных занято на работах по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений, не обеспечивающих должной профессиональной адаптации. При этом следует отметить что, в период с 2006 по 2011 года, не смотря на рост заработной платы с 64,56 рублей до 165,1 рублей за один отработанный день, наблюдается ежегодное снижение выполнения нормы выработки соответственно с 75,2 %, вплоть до 58,6 %. Необходимо учесть, что порядка 60,3 % попадающих в места лишения свободы, относятся к лицам без определенных занятий. Таблица 1 Характеристика осужденных, которые осуждены к лишению свободы
Данные представленные в таблице 1 характеризуют порядка 53 % осужденных как не прошедших социальную адаптацию, а почти 30 % это устойчивые антисоциальные субъекты. Аналогичный анализ можно провести по срокам заключения представленных в таблице 2. Таблица 2 Характеристика осужденных по срокам заключения
Если учесть, что 37,9 % заключенных оказываются в местах лишения свободы на срок от 5 до 10 лет, то возможно освоение профессии любой сложности и получения соответствующих профессиональных навыков, отработанных на практике. Всё это дает возможность утверждать, что осужденные, относящиеся к трудоспособному населению страны, могут, как быть конкурентными на рынке труда после освобождения, так и «использоваться» коммерческими компаниями в процессе отбывания наказания. Литература: 1. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р «Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г.» 2. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. [сылка более недоступна} Дата обращения 11.04.2012 г. 3. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. - М., 2011. – 795 с. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||