Каталог статей |
Айткулова А.А., Есенгали Б.Б. Региональная политика Республики Казахстан: основные тенденции и принципы развития транспортной инфраструктурыВ настоящее время экономика Казахстана характеризуется актуализирующейся проблемой дифференцированного территориального развития, в связи, с чем государству необходимо разработать меры по обеспечению баланса в развитии регионов, поддержке проблемных территорий, регулированию региональной конкуренции, выравниванию социально-экономической дифференциации. Данная проблема характерна для страны достаточно длительный период, однако в настоящее время экономическое развитие Казахстана позволяет провести эффективные региональные реформы. /2,4/ Развитие экономики и транспортного комплекса Республики Казахстан находятся в диалектическом единстве и объективной зависимости друг от друга, выбор транспортной стратегии государства становится наиболее актуальной задачей на современном этапе. В настоящее время цель государственной политики заключается в создании условий государственного регулирования и управления транспортным комплексом для повышения эффективности перевозок по территории Республики Казахстан, удовлетворения имеющихся и прогнозируемых потребностей в транспортных услугах, улучшения их качества. Современное состояние экономики нашей страны характеризуется специфическими признаками, которые определяющим образом влияют на государственную региональную политику, а именно: - процесс формирования рыночной экономики происходит на фоне оживления промышленного производства в стране и структурного преобразования народного хозяйства в регионах. Размещение производственного и научно-технического потенциала по экономическим районам недостаточно регулируется государственными и региональными органами. При этом существенно трансформируются региональная политика, средства и методы ее реализации; - расширяется социально-экономическая самостоятельность административно-территориальных и национальных образований, при переходе к рыночной экономике резко повышается роль отдельных субъектов хозяйствования; - смена приоритетов в социальном и экономическом развитии предопределяет политику социальной поддержки населения регионов из нетрадиционных (внебюджетных) источников. Казахстан занимает обширную территорию. Каждый регион имеет природную специфику, организационно-структурную особенность, в нем складываются своеобразные экономические и социальные условия. Анализ результатов экономического развития Казахстана за последние годы свидетельствует о наличии специфических особенностей в процессе экономической трансформации регионов, их различные реакции на общегосударственную, структурную, бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. Совершенствование размещения производительных сил и региональные проблемы развития общественного производства имеют общую связь с проблемой эффективности производства и ускорения общественного прогресса в целом, выполняя роль одной из её составляющих. Они имеют также связь с проблемой оценки эффективности общественного производства, с выявлением её критериев и показателей. Комплексное развитие заключается в рациональном планомерном сочетании, тесной взаимосвязи и пропорциональности всех отраслей народного хозяйства в районе с учетом его производственной специализации и максимального использования местных природных и трудовых ресурсов при условии его экономической эффективности с общегосударственных позиций. Комплексное развитие экономических районов ускоряет темпы расширенного воспроизводства, способствует увеличению совокупного общественного продукта и действующих средств производства, росту накоплений, ускорению темпов капитального строительства. /4,5/ Каждый регион, хотя и имеет определенную обособленность экономических процессов, не является изолированной макросистемой, а имеет многочисленные интеграционные связи с другими регионами страны и с зарубежными странами. Это предопределяет необходимость обслуживания региональными логистическими структурами многочисленных межрегиональных, материальных и сопутствующих им финансовых и информационных потоков. Таким образом, процесс формирования транспортных систем зависит от: 1. Цели и задач синтеза логистической системы в регион; 2. Вида и характеристик материальных потоков; 3. Характеристик транспортно-дорожного комплекса региона; 4. Наличие логистических посредников; 5. Состояние инфраструктуры и производственно-технической базы региональных дистрибутивных сетей. В развитии каждого региона одна из главных ролей принадлежит транспортному комплексу. На современном этапе становления экономической системы глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеэкономических связей требуют нового подхода к развитию транспорта и коммуникаций, перераспределению материальных потоков. Рост объемов внешней торговли, вступление республики во Всемирную торговую организацию потребуют качественного пересмотра доли транспортной составляющей в среднесрочном периоде. Экспертные оценки прогнозов развития мировой экономики свидетельствуют о том, что основные грузовые и информационные потоки будут сосредоточены в треугольнике США - Европа - Юго-Восточная Азия и Китай./1,5/ В силу географических особенностей Казахстана и влияния планов развития союзного экономического пространства все сектора транспортно-коммуникационного комплекса развиваются преимущественно в одних и тех же направлениях и регионах страны, образуя своеобразные транспортные артерии на обширной малозаселенной территории. За годы независимости транспортно коммуникационный комплекс подвергся существенным изменениям, сократилось и без того небольшое финансирование строительства дорог, резко снизились объемы перевозимых грузов, грузооборот, изменилась структура грузов в сторону увеличения перевозок сырья. Имеющиеся в отрасли коммуникаций линии связи, оборудование предприятий связи устарели не только физически, но и морально, в связи с чем большее значение приобретают современные способы передачи информации, основанные на достижениях электроники./3/ Основные показатели работы транспортно-коммуникационного комплекса свидетельствуют о неуклонном возрастании его роли в экономике Казахстана. Если в 2005 г. доля транспортного комплекса в ВВП составляла менее 11,3 %. то в 2007 г уже 16,7 %, объем капиталовложений в 2007г. по сравнению с 2005 г. увеличился почти в 7 раз. Однако данные значения не являются максимальным выражением потенциала ТКК Казахстана, так как имеющиеся резервы развития не используются полностью по причине ограниченных возможностей дорожной и коммуникационной сети, не отвечающей современным требованиям, кроме того, состояние парка транспортных средств и грузовых терминалов также не позволяет в полной мере использовать транзитный потенциал страны./4/ Уровень развития транспорта и коммуникаций определяется наличием соответствующей дорожной сети, состоящей из железных, автомобильных дорог, водных судоходных путей, магистральных трубопроводов и сетей передачи данных. Общая протяженность транспортных путей в Казахстане составляет (на 01.01.2005 г.): железные дороги -14,3 тыс. км, магистральные трубопроводы -17,1 тыс. км, внутренние водные судоходные пути - 4,0 тыс. км, автомобильные дороги -88 тыс. км. Плотность железных дорог около 5,2 км на 1000 км территории, автомобильных дорог с твердым покрытием — около 30,3 км, трубопроводов - около 3 км, водных путей - 1,4 км. Плотность дорожной сети играет также важную роль при распределении грузопотоков, и имеющаяся протяженность эксплуатационных путей является явно недостаточной для того объема транзитных грузов, который планируется привлечь на территорию Казахстана. С другой стороны, параллельное расположение транспортных путей нескольких видов является определенным преимуществом при организации мультимодальных перевозок. В регионах, слабо обеспеченных качественными транспортными путями, необходимо создавать современные дороги, кроме того, необходимо оптимизировать конфигурацию транспортных путей. Так, например, часть железнодорожного полотна казахстанской железной дороги проходит по территории России, что увеличивает время перевозки, создает дополнительные трудности при транспортировке грузов и перевозке пассажиров. Сдача в эксплуатацию отрезков пути, соединивших напрямую восточный и северный, восточный и юго-восточный регионы, имеет очень большое экономическое значение./1,5/ Производство транспортных и коммуникационных услуг характеризуется наличием мультипликативного эффекта. То есть, некоторый прирост объемов производства в данной отрасли дает несколько больший эффект прироста объема промышленного производства в отраслях, не только прямо связанных с ТКК, производящих средства производства, но и в отраслях-потребителях услуг комплекса, или, другими словами, во всей экономике. Можно выделить следующие основные задачи формирования макрологистических структур в РК с участием транспортного комплекса региона. 1) создание региональных систем материально-технического обеспечения предприятий транспорта основными видами материальных ресурсов. Особо следует выделить проблему формирования региональной системы снабжения муниципальных пассажирских предприятий для решения социальных задач транспортного обслуживания населения региона; 2) создание макрологистических систем управления работой транспортных узлов в регионе с участием автомобильного транспорта. В этих системах автомобильный транспорт является основным связующим звеном, обеспечивающим межвидовые перевозки и логистическое управление много ассортиментными материальными потоками в транспортных узлах; 3) формирование региональных логистических центров. В регионе обычно имеется достаточно много производителей, конечных и промежуточных потребителей, образующих рынок сбыта услуг логистических центров. Эти компании заинтересованы как в транспортировке, так и в других операциях физического распределения (консолидации, сортировке, погрузке-разгрузке, хранении и т. п.) на протяжении как можно большей части логистических цепей фирм изготовителей товаров в регионе; 4) создание торгово-транспортных районных, городских и региональных логистических систем, в том числе по экспортно-импортным операциям./3,2/ Эффективное обслуживание потребителей, управление и координация работы многочисленных транспортно-логистических фирм и посредников в регионах невозможны без создания региональной транспортно-логистической системы. Координирующий и интегрирующий потенциал этой системы должен быть направлен на реализацию социально-экономических задач развития регионов, повышение эффективности обслуживания потребителей за счет высокого качества транспортных логистических услуг, приближения их к мировым стандартам, внедрения современных технологий управления региональными материальными и информационными потоками. Список использованной литературы: 1. Кушербаев К. Критерии и принципы регионального экономического развития. – Саясат-Policy №8, 2006. 2. Давильбекова Ж. Тенденции экономического роста отраслей промышленности Казахстан.- Саясат-Policy №8, 2006 3. Жакыпбек Л. Транспортное обеспечение таможенно-тарифного регулирования.- АльПари, № 1, 2006. 4. Сабденова Э. Интеграция и её влияние на экономическое развитие тарнспорта Казахстана.- АльПари, № 3-4, 2006. 5. План развития Республиканского государственного предприятия «Актауский морской торговый порт» на 2001-2005 годы, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 января 2002 года № 110 6. Галабурда В.Г. Единая транспортная система: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1996.
|