Каталог статей

Орлова Д.С.

Взаимосвязь маркетинга и логистики

Анализ  публикаций и исследований за последние годы свидетельствуют о том, что проблема управления логистическими процессами является достаточно актуальными. Концепция логистики и маркетинга базируется на экономической общности, отражающей сущность рыночных процессов. Ведь до сегодняшнего времени недостаточно разработанными остаются маркетинговые аспекты логистической деятельности предприятий. Обосновывая актуальность использования логистических услуг, необходимо учесть кардинальные изменения ,которые произошли в последнее десятилетие в сфере реализации готовой продукции. К ним можно отнести: преобразования рынка продавца в рынок покупателей, усиление конкурентной борьбы между субъектами хозяйствования, постепенное расширение концепции маркетинга с её «ориентацией на потребителя». Также острой стала проблема рационального планирования поступления , производства и сбыта, которые должны  быть сориентированы на удовлетворение спроса с минимальными расходами. Возникла необходимость усилить координацию между взаимосвязанными видами деятельности, то есть организацией производства, сбыта, закупок и транспортировки как единого материального потока. Решение проблем, которые  возникли в последнее время связаны с увеличением использования концепции логистики.[1]

Основная цель данного исследования заключается в выявлении взаимосвязи маркетинга и логистики, рассмотрение логистической деятельности как специфической производственной услуги, с точки зрения процесса производства и потребления товаров в обществе.

Данному исследованию посвящены работы таких ученых как: Бауэрсокса Д. Дж., Смирнова Е.А., Чухрай Н.И., Ламберта Д. М., Стока Дж. Р.,Уварова С. А., Кальченко А. Г., Лариной Р. Р.

   Маркетинг –  это управленческая концепция,которая обеспечивает рыночную ориентацию производственно-сбытовой деятельности предприятия, то есть система управления,которая предусматривает скоординированную и целенаправленную деятельность по поводу изучения рынков сбыта, активное влияние на рыночные процессы потребителей с целью ускорения сбыта и получение прибыли.[2]

  Маркетинг представляет собой концепцию управления (планирование, организацию и контроль) производством и реализацией продукции, ориентированную на спрос.

Логистика – это концепция, интегрированная функция (существует в форме логистической системы), научная дисциплина про управление потоками в микроэкономических системах.

 Логистика является концепцией управления материальными, информационными и иными потоками, ориентированной на эффективное использование потенциальных средств и усилий для решения комплекса задач по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортно-экспедиционных услугах и снабженческо-сбытовых работах.[3]

 Таким образом логистическая деятельность направлена на удовлетворение потребностей потребителей в определённой логистической услуги, и поэтому может относиться к сфере услуг и должна рассматриваться как объект маркетинговой деятельности.

Маркетинг и логистика неотделимы друг от друга, так как в совокупности они обуславливают политику и характер производственной, снабженческой и сбытовой деятельности субъектов рыночных отношений.[1]

Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю.

Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т. д. Логистика же в первую очередь нацелена на создание технико-технологически сопряженных систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их прохождением.

Рассматривая экономическую литературу очень часто встречаеться такое понятие как маркетинговый и логистический «микс».

В маркетинге - это совокупность, так называемых, пятью «Р»:

- Product (продукт, удовлетворяющий запрос конечного потребителя);
- Price (цена продукта и все вопросы ценообразования);
- Plасе (места приложения коммерческих усилий);
- Promotion (система продвижения продукта);

- Personal ( уровень подготовки персонала)
В логистике - это известные семь «R»:
- Right product (предназначенный для распределения продукт);
- Right guantity (необходимое количество продукта);
- Right condition (удовлетворяющее качество продукта);
- Right place (определённая территория распространения продукта);
- Right time (рассчитанные временные затраты на работу с продуктом);
- Right customer (наличие заказчиков продукта);
- Right cost (рассчитанные затраты на работу с продуктом).[2]

Для реализации концепции логистики появилась острая необходимость в использовании маркенга. В рамках маркетинговой философии концепция логистики направляет деятельность предприятия к минимизации совокупных расходов, которые сопровождают движение и хранение товарно-материальных ценностей, начиная с выбора поставщика и заканчивая послепродажным сервисом.

Логистика и маркетинг имеют много общего:

- концепции и логистики, и маркетинга – это образ мышления и философии.

- концепции и логистики, и маркетинга основаны на принципе комплексности и синхронности.

- и логистика, и маркетинг – это образ действия, интегрированные функции экономических систем.

-  и логистика, и маркетинг существуют только в форме системы, то есть имеют системный характер.

- и логистика, и маркетинг – это междисциплинарные науки.

- и логистика, и маркетинг соответствуют характеру существующих производственных отношений.[1]

Логистика, по отношению к ценовому фактору, оказывает прямое влияние на достижение предприятием  корпоративных или финансовых стратегических целей, которые задаёт маркетинг.

Удовлетворение потребностей потребителей - это основная цель логистической цепочки поставок, которая требует обязательного приспособления в деятельности логистических предприятий принципов маркетинга и разработки соответствующего комплекса маркетинга для воздействия на потребителя.

  Таким образом можно сделать вывод, что взаимосвязь маркетинга и логистики обширна и разнообразна, т.к. эти две реальности тесно связаны между собой единым алгоритмом управления бизнес-процессами.[3]

Литература:

1. Окландер,М.А. Логістика : підруч. для студ. вищ. навч. закл. /М. А. Окландер; Одес. держ. екон. ун-т ─ К.:"Центр учбової літератури" ,2008. ─ 346с.

 2. Балабанова Л. В. Маркетинг торговельного підприємства : навч.-практ. посіб. для самост. роботи студ / Л. В. Балабанова, В. В. Холод, Ю. П. Митрохіна ; М-во освіти і науки України, Донец. нац. ун-т економіки і торгівлі ім. Михайла Туган-Барановського, Ін-т економіки і упр., Каф. маркетинг менедж. . ─ Донецьк : [ДонНУЕТ], 2010 . ─ 373 с. ─ ( Школа маркетингового менеджменту ).

 3.Голиков Е.А., Маркетинг и логистика [ Текст ] / Е.А. Голиков . ─ 2-е   изд.  -Изд. Дом "Дашков и К", 2008 . ─ 412с. + Прил.(16с.) . ─ 5-8316-0006-8.