Каталог статей |
Васильченко Т.З. Инновационные подходы в маркетинговых исследованиях рынкаПрогнозируемое инновационное развитие российской экономики неразрывно связано с маркетинговыми исследованиями, позволяющими анализировать и сегментировать товарные рынки, изучать и информировать спрос на инновационные товары и услуги, выявлять конкурентные преимущества товаропроизводителя, принимать взвешенные стратегические и тактические управленческие решения о позиционировании товара, комплексе маркетинга, координации о контроле его реализации.
Маркетинговые исследования – это своеобразный инструмент развития бизнеса. Современному бизнесу необходимо знать, какие усилия и в каких направлениях нужно предпринимать, чтобы получить прибыль. В настоящее время ни один предприниматель не может обойтись без информации о конкурентах, клиентах, потребителях, поставщиках. Развитие рыночных отношений порождает спрос на информацию. Информация, интернет и связанные с ним технологии имеют важное значение для любого хозяйствующего субъекта, функционирующего в условиях рыночной среды. Так, П. Дойль и А.А. Браверман наряду с сильными марками, потребительской лояльностью, маркетинговой стратегией и взаимоотношениями с партнерами выделяют и такой маркетинговый актив, как знание рынка компанией [1, 195]. В тоже время полученную с помощью маркетинговых исследований информацию, можно рассматривать как потенциальный ресурс компании, который она может использовать в стратегической перспективе и как управленческую функцию. Мерой эффективности реализации этой функции и использования информационного ресурса стала степень объединения знаний и опыта специалистов различных функциональных служб и подразделений организации с помощью электронных средств, на основе которых разрабатываются информационные управленческие технологии. Сам факт использования этих технологий в практике управления выступает значимым конкурентным преимуществом организации. Ситуация усугубляется тем, что рынок информационных технологий по темпам его развития в настоящее время является самым динамичным рынком. Инновационные разработки в сфере информационных технологий на рынке возникают гораздо быстрее, чем инновационные разработки товаров, сырья, услуг или любого другого продукта экономики. Развитие информационных и компьютерных технологий качественно меняет характер маркетинговой деятельности фирмы. В связи с этим, возникло понятие виртуального маркетинга и Интернет – маркетинга, который постепенно находит свое распространение и в России. В современных маркетинговых исследованиях рынка возникает необходимость расширения использования ресурсов Интернет-маркетинга. Здесь, прежде всего, мы имеем в виду проведение маркетинговых исследований (мониторинг рынков и анализ деятельности конкурентов, проведение опросов посетителей собственного сервера, тестирование нового продукта, исследование результатов телеконференций, использование данных опросов, проводимых на других серверах), поиск клиентов и партнеров, проведение рекламных кампаний, стимулирование сбыта, осуществление связей с общественностью, электронная коммерция. Это позволит сотрудникам маркетинговых служб быстро менять ассортимент, описание продуктов и их цены; экономить на затратах (отсутствуют затраты на создание обеспечения функционирования магазина, на использование обычных методов почтовой рассылки, издание каталогов); легче осуществлять контакты с потенциальными потребителями, посылая им информацию (например, разъяснительного или рекламного характера) и получая от них ответы; подсчитать число людей, посетивших сайт организации и отдельные его части. Практическое воплощение виртуального маркетинга возможно на основе создания маркетинговой системы фирмы, т.е. системы постоянного слежения, хранения и обработки маркетинговых данных. Сейчас уже можно говорить о Всемирной сети как о самостоятельном сложившемся рынке, со своими особенностями, продавцами и покупателями, причем для России также характерно увеличение он-лайн продаж. Интернет-исследования имеют массу преимуществ. Очевидные плюсы он-лайн исследований – сокращение времени проведения, относительно невысокие финансовые затраты, возможность быстрого предоставления результатов и изучение труднодоступных категорий населения, возможность использования аудио-визуальных материалов, используя средства мультимедиа. В интерент–исследовании устраняется влияние личности интервьюера. Например, если интервьюер находится в плохом настроении или не воспринимает определенный тип людей, не любит обсуждаемый предмет - все это влияет на получаемые данные. При проведении опросов в Интернет каждый респондент имеет одного и того же интервьюера, который никогда не устает, не бывает нетерпеливым или предубежденным и всегда находится в хорошем настроении [2]. Вместе с тем, при расширении использования Интернета в маркетинговых исследованиях безусловно надо учитывать как появляющиеся новые возможности, так и специфику товара и его потребителей, принимать в расчет появляющиеся при этом трудности и проблемы. Несмотря на вышеуказанные преимущества, многие российские и некоторые западные специалисты продолжают неоднозначно относиться к он-лайн исследованиям, на что есть свои основания. Опасения специалистов могут быть вызваны рядом недостатков в проведении он-лайн исследований. Так, например, при проведении исследований через Интернет нет возможности наблюдать за невербальной реакцией респондентов; проведение онлайновых фокус-групп невозможно без специальных программных продуктов и соответствующего технического обеспечения. При проведении традиционной фокус-группы роль модератора очень важна, от него в первую очередь зависит качество собранных данных. Он обязан постоянно фокусировать внимание респондентов на теме, не давать им отклоняться, стимулировать процессы групповой динамики, в то же время непрерывно держать аудиторию в рамках правил проведения дискуссии. Кроме того, модератор должен успевать следить за невербальным поведением респондентов, чтобы своевременно реагировать на их физическое и эмоциональное состояние (потеря интереса к предмету разговора и т. д.). Онлайновые фокус-группы, к сожалению, не позволяют достичь этих целей. Эксперименты с количеством респондентов не менее 5 человек на онлайновых фокус-группах показали, что модератор просто не успевает общаться со всеми респондентами, вовремя реагировать на их высказывания, задавать дополнительные вопросы и вообще эффективно управлять обсуждением [2]. Кроме того компьютерная грамотность населения России находится еще на низком уровне. Несмотря на то, что наш век – это век компьютерных технологий, сегодня согласно исследованию PIW, только 3% людей, старше 55 лет имеет в России доступ в сеть Интернет. Для сравнения в США это 55%, в Европе в среднем 37% [3]. Однако сегодня вопросу массовой компьютерной грамотности в России уделяется большое внимание на самом высоком уровне. В своем выступлении на Президиуме Госсовета Президент РФ Дмитрий Медведев в частности сказал: «Эксперты полагают, что информационный капитал личности - это очень значимый ресурс, особенно в нашу эпоху. Поэтому разница в информационной подготовке, информационных возможностях, которые существуют между людьми, живущими в нашей стране, и создаёт так называемый информационный разрыв, или цифровой разрыв, цифровое неравенство. Когда те, кто живёт в крупном столичном городе, обладают практически любыми возможностями и по доступу в интернет, и по использованию мобильных средств связи, а те, кто живёт в небольших населённых пунктах, не обладают практически никакими. Вот это цифровое неравенство, цифровой разрыв мы должны преодолеть» [3]. Сегодня наблюдается стремительный рост количества Интерент-проектов, новых технологических и технических возможностей (баннерные сети, Интернет - магазины, базы данных в Интернет, и др.), все больше известных фирм активно используют Интернет. Этот рынок растет, и, в отличие от других, растет постоянно и очень стремительно. Поэтому исследование услуг с помощью Интернет довольно перспективное направление. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время существуют инновационные подходы в маркетинговых исследованиях рынка. Они связаны с адаптацией к Российским условиям уже имеющихся онлайновых исследований с помощью сети Интернет. Именно поэтому онлайновые исследования имеют больше недостатков (по сравнению с традиционными методами) чем преимуществ. Онлайновые исследования должны обрести глобальное практическое применение, что на наш взгляд произойдет после качественного скачка в развитии Интернета, в результате которого каждый пользователь сможет передавать большие потоки видеоинформации, что позволит решить большинство из описанных проблем и максимально приблизиться к традиционному методу проведения маркетинговых исследований. Однако использования информационных технологий и обладания доступом в Интернет еще недостаточно для получения положительного экономического эффекта. Необходимо чтобы все информационные ресурсы представляли собой систему, увязывающую внутренние и внешние компоненты в одно единое целое. Другими словами необходима налаженная маркетинговая информационная система.
Список использованных источников 1. Корокошко Ю.В. Маркетинговые исследования на рынке услуг: особенности, методы и практика организации // Маркетинг услуг.-2010.-№03(23).- С.194-203. 2. [сылка более недоступна} 3. [сылка более недоступна} 4. Социальная инноватика: теория, методология, опыт:Монография/Под ред. канд. пед. наук, проф. Невлева. – Белгород: Издательство БУКЭП, 2011.- 316 с.
|