Каталог статей

Есенбай Б.Е.

Повышение конкурентоспособности, устойчивости предприятий Республики Казахстан с внедрением международных стандартов качества

В ближайшие десять лет системный подход становится ключевым механизмом ускоренного продвижения вперед в современном мире, где  не только качество, экология, безопасность, но и социальная ответственность определяет успешное функционирование организаций, а социальная отчетность позволяет демонстрировать всем заинтересованным сторонам свою прозрачность. Благодаря этим стандартам организации эффективно просматривается через четыре окна: качество (ISO 9001), экология (ISO 14001), безопасность (ОНSАS 18001) и социальная ответственность (SА 8000).

При этом стандарты имеют сходную структуру, что позволяет их эффективно интегрировать в единую систему. В основе интегрирования лежит цикл Деминга-Шухарта (РДСА), включающий стадии планирования, внедрения, проверок и действий по улучшению. Его можно называть принципом четырех «П»: планируй, претворяй, проверяй и поправляй. Внедрение интегрированных систем позволяет существенно повышать конкурентоспособность и устойчивость фирм. И чем больше у нас в Казахстане будет организаций, внедривших интегрированные системы, тем выше будет  в целом у страны индекс готовности к будущему, а развитие будет устойчивым.

В настоящее время в Казахстане введен национальный стандарт СТ 50.1.5.-2005 «Требования к применению СТ РК ИСО 9001 в государственных органах Республики Казахстан»:

Ускоренное проведение административной реформы с учетом международной практики;

У каждого государственного органа должен быть стратегический план, определены миссия, приоритеты и установлены целевые показатели деятельности всех государственных органов, на достижение  которых должна быть ориентирована работа каждого государственного чиновника;

Правительство должно обеспечить разработку и  внедрение качественных стандартов предоставления государственных услуг.

По сути дела государственные органы должны в ближайшее время с одной стороны, активно внедрять стандарты менеджмента качества в практику а, с другой стороны, стимулировать их эффективное внедрение с ориентацией на качество. Это дает девять явных преимуществ организациям, внедряющим менеджмент качества:

Прозрачность деятельности организаций для всех заинтересованных сторон и реальное подтверждение соответствия деятельности международному стандарту;

Непрерывное  совершенствование, преемственность и передача опыта через четко установленные процедуры;

Положительная мотивация сотрудников на самосовершенствование и реальную оценку результативности;

Создание корпоративной культуру организаций и улучшение предоставления организационной услуги;

Упрощение процедур управления документацией и установление критериев результативности и эффективности;

Повышение конкурентоспособности;

Снижения затрат на основе процедур мониторинга и внутреннего аудита;

Повышения доверия и удовлетворенности населения;

Эффективный отбор персонала, его обучение, кадровый рост на основе установленных процедур.

Получение этих девяти основных преимуществ базируется на 8 принципах  стандарта ИСО 9000:

Ориентация партийных организаций на требования общества;

Ведущая роль руководства и лидерство, проявляющееся в обеспечении единства  целей и направлении деятельности партии и органов государственной власти;

Вовлечении членов партии в системный менеджмент;

Системный подход к менеджменту на всех уровнях;

Постоянное улучшение взаимодействия органов власти на благо населения должно быть целью деятельности партийных структур;

Принятие решений основанных на фактах;

Взаимовыгодные отношения со всеми заинтересованными сторонами в эффективной партийной работе.

Семейство стандартов ИСО 9000 разработано, чтобы помочь организациям всех типов и размеров внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества. Вместе они образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий повышению конкурентоспособности организаций. Ключевым  стандартом для построения процедур в организациях и для подтверждения соответствия, в случае необходимости, является стандарт СТ РК ИСО 9001. Системы менеджмента качества. Требования. Он устанавливает, что «организация должна разработать, задокументировать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества и постоянно улучшать ее результативность».

В Казахстане создана стройная система подготовки и переподготовки госслужащих через академию государственного управления, где широко представлены дисциплины по менеджменту и менеджменту качества. Идеи качества должны стать важнейшим элементом нашей стратегии, а государственная поддержка осуществляться через различные механизмы. Все это будет способствовать вхождению Казахстана в число 5 наиболее конкурентоспособных стран с высоким индексом нашей страны в готовности к будущему.

Современная идеология «тотального совершенствования» (Total Quality Manadement - TQM) неразрывно связано с обеспечением качества процессов внутри организации с их управлением. Качество стало краеугольным камнем конкурентоспособности бизнеса, и мы видим, что эту точку зрения разделяет все больее число казахстанских производителей продукции.

Награды за  качество всегда являлись важным элементом в государственных стратегиях совершенствования бизнес-климата, повышения производительности и конкурентоспсобности как на микро-  так и на макроэкономическом уровне. Конкурсы, подбные казахстанской премии «Алтын Сапа», как правило, инициируются на государственном уровне. Их цель – повышение конкурентоспсобности и производительности бизнеса как внутри страны, так и на мировом рынке. Значимость наградам придает и тот факт, что во всем мире их вручают первые лица государства.

1. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: Пер. с англ. - T. 1. - М.: Республика, 1992

2. Мансуахони Г.Р. Золотое правило инвестирования. – М.: Церих, 1991

3. Международные стандарты финансовой отчетности. 1998: издание на русском языке. - М.: Аскери - АССА, 1998

4. Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций. М.: ИКЦ «ДИС», 1997