Каталог статей

Давыдов Д.М.

Особенности развития предпринимательского сектора Российской Федереции

Формирование современной предпринимательской среды российской экономики у многих ассоциируется с периодом приватизации государственных предприятий начала - середины 90-х годов. Условно весь бизнес нашей национальной экономики можно разделить на сформировавшийся в период передачи государственной собственности, как указывалось выше и на самостоятельно образованные предпринимательские структуры. Бывшая госсобственность в период приватизации выкупалась и передавалась с разными целями и различными методами, с точки зрения рассмотрения процесса формирования и становления предпринимательства и личностных особенностей предпринимателей, интересна в первую очередь вторая группа бизнеса.

Во многих публикациях встречается упор на самобытность и сильную индивидуализацию российской предпринимательской практики по отношению к западной. Однако во многом наше предпринимательство идет по тому же пути, с известной долей запоздания.

Любой бизнес держится на личности его ведущей, создавшей и развившей до состояния устойчивого и конкурентоспособного существования, в этом наше предпринимательство идет в ногу с западными примерами. Остановимся более подробно на особенностях отечественного предпринимателя, в частности на предпринимательских способностях  присущих национальной бизнес - элите.

Механизм, с помощью которого бизнесмен достигает своих лидирующих позиций в сложившейся экономической системе, зиждется на умении эффективно преобразовать социальный капитал в финансовый и является одним из ключевых факторов достижения успеха в бизнесе.

К числу личностных черт, обеспечивающих эффективную деятельность, в бизнесе, могут быть отнесены следующие:

· компетентность, развитое воображение, развитая интуиция, перспективное мышление;

· талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения;

· склонность к риску; стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи.[1]

Исследования, проведенные в предпринимательской среде, доказывают обязательное наличие компонентов, приведенных в третьем блоке, остальные два являются дополняющими, но не формирующими основу личности предпринимательства. Эти компоненты должны присутствовать в психологическом портрете бизнесмена независимо от формы предпринимательства, будь то производство, коммерция или финансы.

Предпринимательство являет  собой структуру предполагающую самостоятельность деятельности, риски и ответственность. У российских предпринимателей, по отношению к западным коллегам,  комплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Они в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем те же европейцы, что связано с развитием российского предпринимательства в условиях рынка, который существует и развивается без реальной поддержки со стороны государства.

Одно из определений предпринимательства следующее:

предпринимательство — новаторская (инновационная) деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обладают редкими способностями, позволяющими нести бремя не только отличительных черт этой деятельности, но и развивающими экономику функций с целью получения прибыли.

В этом определении можно выделить еще одну особенность развития российского предпринимательства. В мировой практике, предпринимательский сектор является основным поставщиком инноваций в экономику. У нас же предпринимательство в инновационном развитии очень далеко позади своих западных оппонентов. Конечно, определенная инновационная компонента присутствует и в нашем бизнесе, но основной смысл этих инноваций заключается во внедрении уже имеющихся разработок. С венчурным предпринимательством же в России, как и в других развивающихся странах, ситуация пока плачевная. Его либо нет вообще, либо оно крайне мало. И в этом нет ничего удивительного, для развития венчурного бизнеса, необходим спрос на эти самые разработки, который сейчас отсутствует.

Основные проблемы, мешающие существенному и качественному скачку в развитии предпринимательства не новы и хорошо известны: налогообложение, административные барьеры, коррумпированность госаппарата, сложность и непрозрачность отчетности. Ввиду чего наше предпринимательство сохраняет существенную теневую составляющую. В большей степени малый бизнес, в меньшей средний и крупный.

Если сравнит темпы и направление развития предпринимательской среды России с западными аналогами, то наш бизнес идет по уже сложившейся модели развивающихся рынков и экономик. Основным отличием, причем не реализованным, является то, что наш предпринимательский сектор формировался на уже развитой и достаточно добротной системе инфраструктуры. Этот потенциал стоило бы развивать в самом начале реформ, однако сделано это не было, что существенно снизило темпы роста и развития национального бизнеса.

Совершенно очевидна необходимость формирования государственной политики поддержки реального сектора национальной экономики, сегодняшние меры не достаточны и малочисленны. Только формирование целостной системы работы с предпринимательством, можно добиться роста и инновационного развития этого сектора экономики.


[1] Емельянов В.М, «Психологические особенности российского предпринимателя»,2006.