Каталог статей

Беспаева А.А.

Некоторые вопросы по обеспечению эффективности маркетинга на предприятии

Данная статья развивает один из важнейших аспектов деятельности маркетинговой службы, а именно эффективность маркетинга на предприятии. Характеристик данной деятельности может быть много, но из них следует отметить главные.

 Таковыми, на наш взгляд, являются:

1. Прибыльность продукта (товара, услуги).

2. Динамика изменения прибыльности с течением времени.

3. Общий доход, получаемый при реализации данного продукта в течение

    года и доля в общей продаже данного продукта в выбранном регионе

    всеми поставщиками. Динамика изменения доли с течением времени.

4. Период жизни данного продукта.

5. Усовершенствование (модернизация) продукта, по важнейшим

    параметрам, или прекращение выпуска, с переходом на  другой товар.

           Рассмотрим полезность тех или иных математических моделей при изучении проблем эффективности. При выборе модели необходимо разделять точные выкладки от вероятностных. В основе исследований эффективности продажи продукта необходимо опираться на точные данные, существующие параметры, а затем только вводить элементы, которые могут влиять на прибыльность продукта в будущем. 

           Алгоритм для исследования эффективности продукта или же максимизации прибыли, по нашему мнению, будет выглядеть следующим образом:

1. Подсчет себестоимости. Входящая информация - цены на сырье (комплектующие), транспортные услуги и другие услуги, слагаемые себестоимости по предприятию.

2. Получаемая прибыль при заданном объеме.

3. Сравнение получаемой прибыли с прибылью конкурентов на единицу продукции.

                           d = R1 – (R1 + R2 +R3 +…+ Ri)/i      (1)

                   Где d – разница величин.

                          R1 - прибыль от реализации нашей продукции.

                          Ri – прибыль от реализации продукции i-того конкурента.

                             i – количество конкурентов.

4. Возвращение к п. 1 при  отрицательной величине d.

5. При получении положительной величины d - переход к подсчету вероятности продолжительности «жизни» данного вида продукта.

6. Разработка нового или модернизация существующего продукта

Естественно, на этапе подсчета по п.3, получается эффективность работы маркетинговой службы  предприятия, как производная от прибыльности выпуска – продаж той или иной продукции.  

    При разработке по п.6 в случае модернизации существующего продукта необходимо выполнить следующие расчеты по имеющимся данным:

1. Выяснение характеристик продукта, требующих модернизации.

2. Определение требуемых характеристик продукта.

3. Усовершенствование технологии.

4. Улучшение организационного уровня производства.

5. Подсчет условно- постоянных расходов в связи с изменением объемов производства. Подсчет приемлемых величин объема выпуска – емкость рынка.

6. Относительная экономия заработной платы вследствие опережающих темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста средней заработной платы. Экономия зарплаты в связи с высвобождением части работников при применении новых видов сырья, новых технологий, новой продукции.

7. Снижение затрат на сырье, комплектующие, энергоресурсы в связи с лучшим использованием существующего сырья, применением нового сырья, новых технологий, позволяющих экономить сырье, энергию, трудозатраты.

8. Высвобождение части оборотных средств в связи с сокращением объема сверхнормативных запасов сырья, комплектующих, инструментов, машин и прочих составляющих.

9. Экономия на непроизводительные затраты в связи с улучшением общего организационного уровня производства.     

В случае же разработки нового вида продукции (п.6) необходимы дополнительные, предвосхищающие мероприятия:

1. Поиск изобретений в данном направлении.

2. Анализ выбранных видов продукции.

3. Выбор наиболее успешного проекта, изобретения по экономическим, техническим параметрам. Здесь необходимо обсчитать себестоимость продукта, привлечь специалистов для определения возможности достижения декларируемых характеристик. Очевидно, что предпочтение следует отдавать апробированным продуктам, не имеющим еще широкого распространения.

4.  Выпуск пробной партии.

5.  Анализ продаж.

     Исключительно важным, в случае выбора нового вида продукции,  представляется исследование предмета и объекта промышленного маркетинга.

Продукция производственно-технического назначения (ППТН) закупается в больших количествах для производственного потребления и участвует в производственно-технологическом процессе, что обуславливает необходимость оценки качества и его соответствия предъявляемым требованиям. Ее стоимость входит в себестоимость готовых изделий, а значит, требует более тщательных расчетов до совершения покупки. Кроме этого в принятии решения о покупке участвует несколько человек, включая руководящих работников [1].

В общем случае можно констатировать, что спрос на ППТН зависит от общего ритма деловой жизни (состояния экономики страны) и уровня материально-производственных запасов продукции, сырья и материалов.

Спрос на товары, используемые для ремонта и технического обслуживания, зависит в значительной степени от состояния экономики на местном рынке - спад или подъем. Обычно спрос на эти товары более стабилен.

Спрос на материалы и комплектующие изделия определяется возможным спросом на товары, в производстве которых они участвуют.

Производители промежуточных товаров, чьи товары сохраняют свое лицо в промежуточных изделиях, вынуждены весьма придирчиво подбирать клиентуру, так как их престиж и репутация товаров могут пострадать от ассоциации с товаром низкого качества[2].

Очевидно, что при такой ситуации, огромную поддержку покупателям могла бы оказать товарная биржа. Вкупе с тем, что сегодня сильную позицию заняли тендера на услуги и товары, это должно было бы дать мощную поддержку местным товаропроизводителям. Но без товарной биржи, это возможно только теоретически.

 Таким образом, эффективность работы маркетинговой службы предприятия зависит от очень многих факторов. Важнейшим из которых, как мы отметили, является  увеличение прибыли на единицу продукции.

     

Литература:

     1.   Голубков Е. Комплекс маркетинга, Маркетинг, N 1, 2009г, с.111-

           120.

      2. Лавров С.Н., Злобин С.Ю. Основы маркетинга промышленных

        объектов. - М.: Внешторгиздат, 2008г. - 216с.


Статья посвящена анализу эффективности маркетинга на предприятии, производящей продукцию производственно- технического назначения. В связи с тем, что данный рынок влияет на рынки товаров народного потребления и услуг, изучение имеет большое значение для экономики. 

         This article analyzes the effectiveness of marketing at the company, which manufactures products for industrial purposes. Due to the fact that this market will affect the markets of consumer goods and services, the study is of great importance to the economy

         Мақалада өндірістік-техникалық бағыттағы кәсіпорындағы маркетинг тиімділігіңнің талдауын қарастырады. Бұл нарық халық қолданысындағы тауарлар нарығына, қызметіне  әсер етеді және экономикаға үлкен әсерін тигізеді.