Каталог статей |
Демьянишин В. В. Проблемы совершенствования финансовых отношений в бюджетных учреждениях сферы социально-культурных услугПроблемы совершенствования финансовых отношений в бюджетных учреждениях сферы социально-культурных услуг связаны с необходимостью решения сложных экономических задач, касающихся целесообразности использования специального механизма стимулирования результатов труда и рационального использования финансовых ресурсов.Ряд экономистов считает, что в связи с тем, что объектом обслуживания в большинстве случаев является человек, ни о каком материальном стимулировании эффективности труда, занятого оказанием услуг, не может быть и речи. По их мнению всякая экономия материальных и финансовых затрат может отрицательно сказаться на качестве предоставленных услуг, так же как и рост производительности труда в этой сфере услуг. Поэтому единственным выходом из создавшегося положения они считают своевременное увеличение государственных расходов. В экономической литературе существует и другая точка зрения, в соответствии с которой в систему сметного финансирования бюджетных учреждений целесообразно встроить механизм экономического стимулирования эффективности используемых в этой сфере финансовых ресурсов. В условиях сметного финансирования система бесплатного обслуживания лишена возможности использовать механизм автоматического возмещения своих затрат и перенесения на их стоимость создаваемых услуг. Повышение зарплаты и расходов на материальные затраты здесь имеют другой источник – дополнительные ассигнования из бюджета. В силу ограниченности бюджетных средств увеличение объемов бюджетного финансирования нужд бесплатного обслуживания населения в возрастающем размере становится проблематичным. В учреждениях сферы социально-культурных услуг с бюджетом складываются односторонние связи: бюджет финансирует их деятельность, не пополняя за счет них свои доходы. Такой характер взаимоотношений не может не оказывать сдерживающего влияния на развитие этой сферы. Сфера социально-культурных услуг характеризируется отставанием уровня заработной платы от других отраслей экономики, что отрицательно влияет на качество труда и оказываемых услуг. Для устранения этого недостатка предлагаем наделить бюджетные учреждения, бесплатно обслуживающие население, средствами, которые могли бы исполнять роль собственных источников финансирования отдельных расходов. Среди них, прежде всего, следует выделить расходы по стимулированию повышения эффективности труда и качества оказываемых услуг. Считаем целесообразным в бюджетных учреждениях использование практики формирования фондов материального стимулирования, принципы распределения и использования которых должны быть существенно иными, чем фонда заработной платы. При распределении этих фондов предлагаем учитывать факторы, действие которых прямо связано с высоким качеством соответствующих услуг. Образование таких фондов должно находиться в зависимости не только от фонда зарплаты, но и от характера и назначения того или иного учреждения, особенностей выполняемой работы и других показателей. Разработка механизма экономического стимулирования эффективности использования финансовых ресурсов бюджетных учреждений сферы социально-культурных услуг вполне оправдана, и, более того, настоятельно необходима. При этом следует учитывать, что положительное решение данного вопроса будет способствовать повышению эффективности общественного производства и положительной динамике социально-экономического развития государства. В условиях рыночных преобразований стратегия социально-экономического развития страны на период 2004-2015 гг. предусматривает дальнейшее развитие финансов сферы социально-культурных услуг. Определяя меры, направленные на осуществление перемен в сфере труда, условиях жизни на рост благосостояния всех слоев и групп населения, стратегия определила задачи развития рыночной экономики, усиления ее социальной ориентации. С этой целью необходимо обеспечить рост реальных доходов населения, заработной платы, существенно увеличить объем финансовых ресурсов сферы услуг. Такой рост требует усиления финансовых ресурсов как за счет бюджетных средств, так и за счет привлечения нецентрализованных источников финансирования денежных выплат и бесплатного обслуживания населения, что в условиях финансового кризиса является весьма проблематично. Государство, организуя деятельность бюджетных учреждений сферы социально-культурных услуг, предоставляет им финансово-хозяйственную самостоятельность и вменяет в обязанность выполнение определенной деятельности. Затраты, которые возникают при этом, выступают в виде своеобразной цены услуг, предоставляемых данными учреждениями. Если услуги предоставляются за плату, то создается возможность использования принципов хозяйственного расчета. В учреждениях рассматриваемой сферы хозрасчет имеет специфический характер, поскольку глубина самоокупаемости здесь значительно ниже, чем на предприятиях сферы материального производства. Доходы, получаемые от реализации некоммерческих услуг населению, лишь частично возмещают расходы учреждений обслуживания. Основной причиной этого является сохранение государством низкого или стабильного уровня цен и тарифов на отдельные социальные услуги. Поддержание такой стабильности нередко приводит к возникновению убытков и требует поиска финансовых источников их возмещения. Убытки покрываются либо за счет внутриотраслевого перераспределения средств, либо за счет дотаций из бюджета. Практика финансирования за рубежом дает основание для вывода о том, что система целевых дотаций в Украине будет развиваться. Бюджетные дотации, оказываемые сегодня в пассивной форме, частично сохранятся, превратятся в целевые дотации, другие – целесообразно ликвидировать за счет повышения цен и тарифов на услуги. Это обусловлено тем, что предоставление дотаций бюджетным учреждениям социально-культурной сферы противоречиво по своим результатам. С одной стороны, такая практика позволяет целенаправленно проводить необходимую общегосударственную политику стабилизации цен и тарифов на услуги и активно влиять на потребление соответствующих услуг населению в условиях рыночных отношений. С другой стороны, оказываясь на положении дотируемых, учреждения социально-культурного обслуживания в условиях рынка попадают в положение экономически неравноправных субъектов хозяйствования, что может сдерживать их развитие и отрицательно сказываться на уровне благосостояния народа. Решения этих проблем заключается не в ликвидации системы целевых дотаций, а в обоснованном планировании дотаций как меры, направленной на реализацию программ социально-экономического развития общества. Наряду с бюджетными средствами финансирование учреждений социально-культурной сферы осуществляется за счет собственных средств частного сектора экономики, а также государственных, коммунальных, общественных предприятий и организаций. Преимущественная часть этих средств расходуется на подготовку квалифицированных кадров, содержания учреждений здравоохранения. Стратегия социально-экономического развития общества ориентирует на дальнейшее повышение роли внебюджетных источников финансирования учреждений социально-культурной сферы, усиление зависимости ее развития от эффективности использования всех ресурсов. |