Каталог статей

Подаруева Светлана Александровна

Механизмы гостиничного менеджмента

- законы управления, т.е. наиболее существенные, повторяющиеся взаимосвязи между элементами системы управления, которые обеспечивают ее целостность и действенность;

- функции и методы управления, т.е. конкретные приемы и формы целенаправленного воздействия органов управления на интересы и условия жизнедеятельности участников коллективного труда;

- информацию, т.е. совокупность данных, сведений о социальных и производственных процессах;

- инструментарий и рычаги такого воздействия, как планы, решения, государственные заказы, нормы и нормативы, формы материального и морального стимулирования;

- организационную структуру, т.е. внутреннее строение системы управления, отражающее особенности общественного разделения труда и его кооперацию, специфику выполнения конкретных функций и методов управленческой деятельности;

- технические средства сбора, обработки и хранения информации, существенно повышающие производительность управленческого труда;

- кадры управления, т.е. руководителей, специалистов, вспомогательный персонал [3, с. 37].

Руководители, опираясь на познанные экономические законы, используют в качестве элементов экономического механизма управления конкретные формы производственных отношений, выраженные в таких категориях, как заработная плата, цена, премии, кредит и т.д. Это существенные объективные связи, и они не зависят от управления, с чем приходится считаться в хозяйственной деятельности руководящему персоналу организации. Такие связи имеют свои подвижные и относительно самостоятельные формы и именно эти их свойства используются органами управления для воздействия на интересы субъектов управленческих отношений – участников процесса.

Экономический механизм управления основывается на системе экономических законов, принципов, методов управления и таких рычагов, как цена, прибыль, фонды стимулирования, развитие отношений собственности, маркетинга и др. [4, с. 64].

Организационный механизм включает в себя: функции управления; организационные структуры управления; кадры управления; управленческие решения; технику и технологию управления; научную организацию управленческого труда; правовые основы управления; иррациональные факторы управления и др.

В управлении предпринимательством ведущее место отводится экономическому механизму, который в значительной степени влияет на формирование и  функционирование составляющих организационного механизма. В практической деятельности они неотделимы друг от друга и реализуются в форме внутрифирмового управления, управления персоналом.

Эффективность функционирования системы управления предприятием сферы гостеприимства обеспечивается внутрифирмовым менеджментом, под которым понимается совокупность принципов, методов и средств управления ресурсами фирмы в целях достижения максимальной эффективности и прибыльности. Он включает: генеральный менеджмент; менеджмент производственно-хозяйственной деятельности (линейный менеджмент); менеджмент персонала [2, с. 205].

Главной задачей гостиниц является предоставление временного жилья. Успех работы любой гостиницы зависит от согласованности действий огромного количества разных людей. Каждый сотрудник должен знать и понимать миссию своего предприятия и направлять все усилия для успешного ее выполнения. Именно миссия создает у окружающих представление о предназначении предприятия, его философии, социальной ответственности перед обществом и своими работниками; раскрывает наиболее привлекательные сферы своей деятельности; указывает путь завоевания рынка с помощью внедрения прогрессивных технологий, что в конечном итоге обеспечивает его конкурентоспособность. Миссия создает основу для формирования целей организации.

Как и все предприятия, гостиницы должны иметь смысл для существования. Каждая гостиница должна определить свое назначение, которое отличает ее от других ей подобных. Это выражается  и сосредотачивается на основной философии, используемой в управлении отелем. Хорошо продуманная и правильно поставленная задача имеет большое значение. Она включает в себя интересы четырех различных групп людей: гостей, владельцев, управляющих и служащих [1, с. 59].

1. Байлик С.И. Гостиничное хозяйство. Учеб. Пособие: 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Дакор, 2006. – 288 с.

2. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства: пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 314 с.

3. Роглев Х.И. Основы гостиничного менеджмента: Учеб. Пособие. – К.: Кондор, 2005. – 408 с.

4. Шегда А.В Основы менеджмента: Учеб. Пособ. – К.: Тов-во «Знання», «КОО», 2004. – 512с.