Каталог статей |
Коданова Асемгуль Болатбековна, Шалабаева Гульзада Абишовна Проблемы управления персоналом в процессе повышения квалификации менеджеровРазразившийся кризис, последствия которого не обошли стороной и Казахстан, заставил заострить внимание на проблеме профессионализма менеджеров, способности их к эффективному управлению бизнесом в условиях критической ситуации. Важную роль в повышении их профессионализма играет система переподготовки и повышения квалификации, которая уже достаточно развита в нашей стране.Усложнившиеся в связи с кризисом социально-экономические процессы, повысившиеся экономические и социальные риски со стороны внешних воздействий, уплотнившиеся информационные потоки, а также возросшие требования к уровню профессионализма менеджеров и предпринимателей – всё это обуславливает довольно высокие требования к тем организациям, которые занимаются этим видом учебной деятельности. Кризис еще раз подтвердил необходимость изменения форм и методов развития профессиональных качеств менеджеров и предпринимателей, большей ориентации профессиональной переподготовки на повышение эффективности менеджмента, добиться чего в настоящее время можно лишь на основе постоянного развития профессиональных качеств персонала своих предприятий, включая руководящие кадры и др. В связи с этим следует отметить тот факт, что в современной управленческой и предпринимательской деятельности произошли глубокие экономические, организационные и другие изменения, которые во многом связаны с повышением значимости и роли человеческого фактора. Это, в свою очередь, предполагает более глубокое теоретическое и практическое изучение вопросов управления человеческими ресурсами в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих и предпринимательских кадров. Особо отметим, что теоретическая подготовка в системе повышения квалификации менеджеров и предпринимателей, несмотря на существующие мнения о том, что действующие в Казахстане программы перегружены общетеоретическими вопросами, является еще более необходимой, чем раньше. При этом нельзя умалять важность умения решать конкретные практические задачи, что подтверждает большой накопленный опыт повышения квалификации менеджеров в западных странах. Учитывая это, мы считаем, что в современных условиях целенаправленное сочетание теории и практики наиболее ценно. В условиях развивающейся рыночной экономики Казахстана следует грамотно сочетать эти два аспекта профессиональной подготовки и переподготовки менеджеров и предпринимателей при серьёзном усилении внимания к теоретическим основам менеджмента, в том числе, одной из его составляющих – управления персоналом и человеческими ресурсами предприятий. На этих принципах в целом и строится деятельность сложившейся в нашей стране сети академий и институтов повышения квалификации по подготовке высококвалифицированных специалистов по управлению и предпринимателей. Увеличение значения персонала и отношений между людьми в конечных экономических целях предприятий и организаций обусловливает все большее применение в последнее время в научной литературе терминов "человеческие ресурсы" вместо термина "персонал". Как утверждают зарубежные ученые, среди специалистов есть спорное мнение, что термин "менеджмент персонала" отодвинулся на другую историческую фазу, а управление человеческими ресурсами - это новый термин, которым должны оперировать большинство хороших менеджеров по персоналу (1). В связи с существующим разбросом мнений в этом вопросе выскажемся за то, чтобы считать управление человеческими ресурсами более широким научным понятием в сравнении с управлением персоналом как практической задачей менеджмента предприятий, на что и необходимо сосредоточить внимание при повышении квалификации управленцев и предпринимателей. У слушателей должно сформироваться четкое представление о том, что современная система управления персоналом с точки зрения общей науки управления является одним из важнейших составляющих менеджмента на предприятии. В современных условиях деятельность по управлению персоналом - целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации (4). В процессе обучении на курсах повышения квалификации слушатели должны понять, что формирование современных концепций управления персоналом связано с развитием научных представлений о человеке как субъекте экономической жизни и его роли в современных организациях. Так, начиная со второй половины XX века, в науке и практике происходит радикальная смена этих представлений, что обусловлено активным развертыванием в этот период научно-технической, а затем – и технологической революции. Данные процессы вызвали глубокие преобразования в структуре производительных сил, качественным образом изменили характер и содержание труда, условия и факторы высокоэффективной экономической деятельности. Производство, становясь наукоемким, предъявляет повышенные требования к работнику, к уровню его образования, квалификации, а впоследствии - и культуры (5). В результате сам человек, его опыт, квалификация, активность, творчество, личностные ценности – все это сейчас уже становится решающим фактором экономического успеха, как на уровне предприятия, так и фактором экономического роста на уровне всего общества. В связи с этим менеджерам и предпринимателям необходимо осознать экономическую целесообразность капиталовложений, связанных с набором персонала, поддержанием его в трудоспособном состоянии, непрерывном обучении и выявлении качеств, потенциальных возможностей и способностей, заложенных в личности работника, с последующим развитием качеств, важных для его профессиональной деятельности. Отмеченные особенности изменения роли человека в экономике становятся основой формирования новой системы управления персоналом. В современных условиях управление персоналом — это особая сфера деятельности в силу специфики человеческого фактора. Во-первых, люди реагируют на внешнее воздействие не механически, а эмоционально, осмысленно. Во-вторых, они способны к постоянному развитию, к совершенствованию своих профессиональных навыков на протяжении всей трудовой деятельности. В-третьих, отношения человека с организацией могут носить долговременный характер, поскольку его трудовая жизнь в современном обществе продолжается 30—50 лет. В-четвертых, люди приходят в организацию осознанно, с определенными целями, и удовлетворенность сотрудника взаимодействием с организацией является необходимым условием эффективной работы (6). Сегодня управление персоналом — это, с одной стороны, самостоятельная научная (и учебная) дисциплина, с другой — особый вид профессиональной деятельности в рамках общей деятельности по управлению организацией. Управление персоналом — это наука, изучающая различные факторы, которые позволяют организации максимально эффективно использовать имеющиеся людские ресурсы, формировать желаемое производственное поведение у сотрудников при наиболее полном и качественном достижении организационных и личных целей. Уже сейчас казахстанские менеджеры и предприниматели хорошо понимают, что в современных компаниях именно сотрудники с высокоразвитыми профессиональными навыками все чаще становятся основным конкурентным преимуществом компании на рынке. Как отмечают специалисты, в современных условиях в конкурентной борьбе будут выигрывать те фирмы, которые будут быстрее других переучивать персонал в соответствии с изменениями в окружающей среде, в том числе на рынках информационных технологий и на глобальных рынках (8). В целом же, предприятия Казахстана, как и других стран с развивающейся рыночной экономикой, на наш взгляд, будут все более ориентироваться на построение современных систем управления персоналом как основы роста и эффективности бизнеса. И это предполагает уже сейчас в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации менеджеров и предпринимателей давать им необходимые знания в этой сфере. Литература: 1. Каминг М.А. Теория и практика менеджмента персонала. - М.: Новости, 1995. – с. 35. 2. Бухалков М.И. Управление персоналом: учебник. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – с. 71. 3. Утарбаева Г.К. Система управления человеческими ресурсами в условиях рынка. //Вестник бизнес-образования. – Алматы, 2008, № 2/ - с. 71. |