Каталог статей |
Калиаскарова А.А. Стратегические приоритеты Республики Казахстан в секторе транспортировки нефти и газаНеобходимость изучения мирового рынка нефти подтверждается быстрыми и необратимыми изменениями, происходящими на этом рынке. Возможности страны по экспорту нефти и газа в настоящее время и в будущем благодаря разведанным запасам углеводородов и динамике их прироста, становятся локомотивом устойчивого развития не только самой отрасли, а также всей экономики страны.В последние годы становится общепризнанным, что проблемы развития нефтегазовой отрасли так же, как и проблемы повышения глобальной энергетической безопасности – можно решать лишь на основе выдвижения и последовательной реализации ясных и достаточно устойчивых стратегических приоритетов в соответствующих сферах. Сегодня в условиях быстро растущего потребления энергоресурсов в мире особое стратегическое значение любого нефтегазового региона заключается в объемах запасов его энергоресурсов и местоположении. Каспийский регион в силу своего географического положения и наличия значительных запасов полезных ископаемых является центром внимания геополитических и экономических интересов на мировой энергетической арене. Учитывая то, что в настоящее время ресурсы нефти и газа Каспия и открывшиеся перспективы участия иностранных компаний в их разработке, направили геополитические и экономические интересы множества стран мира на данный регион, необходимо выявить возможные при этом преимущества для развития нефтегазового комплекса Казахстана и учесть их в формировании стратегии его дальнейшего развития. Возможности страны по экспорту нефти и газа в настоящее время и в будущем благодаря разведанным запасам углеводородов и динамике их прироста, становятся локомотивом устойчивого развития не только самой отрасли, а также всей экономики страны. Интересы устойчивого роста нефтегазовой отрасли, а также всей экономики страны требуют опережающего развития инфраструктуры магистральных нефтепроводов. С началом добычи ранней нефти в казахстанском секторе Каспийского шельфа возникает необходимость своевременной реализации проектов создания надежной и экономически эффективной нефтетранспортной инфраструктуры, обеспечивающей беспрепятственный экспорт нефти и газа из Казахстана. Развитие и эксплуатация каждого существующего магистрального нефтепровода, а также строительство и эксплуатация каждого нового магистрального нефтепровода являются уникальными затратоемкими проектами и для реализации требуют больших капиталовложений. Таким образом, проблема развития инфраструктуры магистральных нефтепроводов является многоплановой и ее решение возможно лишь на основе оценки множества факторов, рисков и применения инструментальных средств современного системного анализа с многокритериальным выбором, как состава, так и этапов развития (строительства) магистральных нефтепроводов. Осуществляемое Казахстаном активное развитие инфраструктуры транспорта углеводородов будет способствовать как удовлетворению внутреннего спроса на эти энергоресурсы, так и повышению международной энергетической безопасности. На сегодня основными экспортными маршрутами поставок казахстанской нефти являются: · нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК); · нефтепровод «Атырау-Самара»; · нефтепровод «Казахстан-Китай» (Атасу-Алашанькоу); · морской порт Актау. Совокупная экспортная мощность данных маршрутов составляет более 60 млн. тонн в год. Следует отметить, что до 80% казахстанской нефти экспортируется на рынки Европы. При планировании и реализации проектов транспортировки нефти и газа, следует учитывать, что существует ряд рисков на открытых и конкурентных рынках энергоресурсов. В этом плане особое значение приобретают следующие вопросы: · Формирование трансграничных потоков энергоресурсов на евразийском пространстве. · Анализ рисков геополитической ситуации вокруг освоения и экспорта энергоресурсов. · Стратегические позиции и цели заинтересованных стран, вовлеченных в трубопроводную политику. В силу этих факторов политика Казахстана в отношении развития маршрутов экспорта нефти должна определяться особым, гибким подходом, и этот подход видится в реализации принципа многовекторности направлений экспорта углеводородов и максимальной эффективности использования трубопроводных систем. Развитие транспортной инфраструктуры является стратегически важным вопросом как для Казахстана, так и для Каспийского региона в целом, Национальная Компания «КазМунайГаз» ведет работы над рядом проектов по транспортировке нефти, представленных на рис.1. среди которых: · проект расширения нефтепровода Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК); · проект создания Казахстанской Каспийской Системы Транспортировки (ККСТ); · проект создания нефтепроводной системы Казахстан-Китай · проекты развития танкерного флота Другим важным проектом является проект «Казахстанской Каспийской Системы Транспортировки». Она предназначена для экспорта казахстанской нефти, которая будет добываться на месторождениях Кашаган (2 фаза) и Тенгиз (проект «КБР») и доставляться через Каспийское море на международные рынки по нефтепроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан», а также нефтетранспортным системам, расположенным на территории Азербайджанской Республики и других транзитных стран. ККСТ будет состоять из нефтепровода «Ескене-Курык» (с подключением месторождения Тенгиз) и «Транскаспийского проекта» (ТКП), включающего нефтеналивной терминал на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеры и суда для транспортировки нефти через Каспийское море, нефтесливной терминал на азербайджанском побережье Каспийского моря, соединительные сооружения с системой «Баку-Тбилиси-Джейхан». Пропускная способность ККСТ на начальном этапе составит 23 млн. тонн в год (500 тыс. бареллей нефти в сутки), на последующих этапах она будет увеличена до 35-56 млн. тонн в год (800-1200 тыс. бареллей в сутки). Ввод в эксплуатацию первой очереди ККСТ взаимоувязан с началом 2 этапа освоения месторождения Кашаган. рис. 1 Разработка каспийских ресурсов тесно связана с их транспортировкой на мировые рынки. Вследствие того, что Казахстан не имеет прямого выхода к открытому морю, нефтегазовая маркетинговая стратегия основывается на эффективном многовекторном использовании стратегического расположения Казахстана в сердце Евразии. Развитие транспортной инфраструктуры, основанное на прочном фундаменте экономической и политической целесообразности, становится одним из самых насущных вопросов для нашей страны. В Казахстане построена разветвленная сеть экспортных трубопроводов, соединяющих крупнейшие нефтяные месторождения Казахстана с потребителями на Западе и на Востоке. На сегодняшний день карта трубопроводной системы Каспийского региона обрела ясные очертания, и, таким образом, геополитическое соревнование за право прокладки различных транспортных коридоров переходит в борьбу между глобальными и региональными державами и транзитными государствами за потоки каспийской нефти. В геополитическом контексте интересы ведущих факторов должны быть сбалансированы, снижая, таким образом, возможность доминирования одного государства. Достижение баланса интересов стран-потребителей, стран-производителей и транзитных стран, в том числе, за счет ответственности сторон за обеспечение поставок, спроса на энергоносители и стабильного транзита, а также уравновешивания прав доступа к суверенным ресурсам стран-производителей правами доступа к развитию инфраструктуры в странах-потребителях, является первостепенной задачей глобального энергетического диалога в рамках энергетической безопасности. Литература: 1. Проблемы и перспективы эффективного использования трубопроводного транспорта // II Туркестанский интеграционный форум стран Центральной Азии «Модернизация межгосударственных интеграционных связей Центральноазиатских стран». Туркестан, МКТУ, 2006.- С.73-77. 2. Череповицын А.Е. Современная парадигма управления нефтегазовым комплексом как доминанта устойчивого развития углеводородной энергетики. – Проблемы современной экономики, №4(24), 2007, c.494
|