Каталог статей |
Завгородняя О.В. Особенности функционирования рынка кондитерских изделий в УкраинеРыночная экономика состоит из множества рынков, при этом рынок потребительских товаров практически всеми исследователями признается приоритетным в системе всех рынков, так как он непосредственно связан с реализацией на практике основной экономической цели - обеспечение населения различными потребительскими товарами, формируя тем самым уровень и качество жизни населения.Экономика Украины постепенно возрождается после кризиса. На сегодня наиболее устойчивыми являются отрасли, ориентированные на удовлетворение базовых потребностей граждан. К их числу можно отнести и пищевую промышленность. Данная отрасль с наименьшими потерями прошла кризис и с начала 2010 года наращивает объемы производства, в т.ч. и на рынке кондитерских изделий. В условиях рыночной экономики на рынке кондитерских изделий появляется всё больше и больше различных видов товаров, поэтому предприятиям-производителям данных товаров необходимо постоянно проводить анализ рынка кондитерских изделий. На сегодняшний день производство кондитерских изделий является одной из самых развитых отраслей пищевой промышленности Украины. Общий объем производства составляет около 3% ВВП страны [1, с.13]. Кондитерская отрасль одной из первых справилась с отрицательной динамикой, и к концу 2010 года достигла объемов производства уровня 2008 года. Так, за первые 8 месяцев 2010 года, кондитерский рынок Украины по данным Госкомстата в натуральном выражении вырос на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [4]. Рост обусловлен как с изменением потребительских предпочтений в сторону более дешевой продукции, так и рядом благоприятных факторов для производителей (отсутствие массовых сокращений сотрудников и банкротств предприятий, относительно стабильный курс национальной валюты). Рынок кондитерских изделий в Украине является высококонцентрированным. Более 65% рынка поделено между 5 компаниями: «Рошен», «Конти», «АВК», «Бисквит-Шоколад» и «Житомирские Ласощи» [5]. Мелкие предприятия предпочитают не конкурировать с крупными компаниями и стараются занимать свободные ниши в регионах. Производство шоколада и шоколадных изделий на сегодняшний день является самым популярным направлением на рынке кондитерских изделий в мире. В Украине объем потребления шоколада составляет 7,5% рынка кондитерской продукции или 1,2-1,3 кг шоколада в год на душу населения, что в 4-6 раз ниже, чем в странах Европы [2, с.12]. Это свидетельствует о том, что рынок имеет достаточные резервы для роста потребления шоколада. На протяжении 2005-2008 гг. объемы производства шоколада и других продуктов с содержанием какао возросли на 41,8%, до 346 тыс. тонн, при этом наблюдалось ежегодное снижение темпов прироста рынка в связи с его постепенным насыщением. Лидерами по производству шоколада являются пять производителей: «Крафт Якобз Сушард», «Рошен», «Свиточ», «Малби» и «КОНТИ». Суммарно на них приходится более 93% выпуска шоколада (удельный вес шоколада в структуре производства кондитерских изделий из какао-бобов составляет около 13%)[5]. Компании-производители также активно экспортируют продукцию в 44 страны мира (около 40% произведенной продукции). Львиную долю в структуре экспорта страны (94% в 2009 г.) занимают страны СНГ [1, с.15]. Однако мировые эксперты советуют наслаждаться шоколадом, пока еще есть возможность делать это. Ведь, по утверждениям ученых, очень скоро шоколад может превратиться в предмет роскоши из-за климатических изменений. В последние года спрос на кондитерские изделия и, в частности, на шоколад со стороны развивающихся рынков, постоянно растет. Эксперты уже отметили, что такое повышение спроса отражается на мировых ценах на шоколад и шоколадные кондитерские изделия. В заключение, следует отметить, что состояния спроса на кондитерские товары свидетельствуют о том, что потребление данной продукции имеет тенденцию к снижению и спрос во многом зависит от доходов населения и цен на данные товары. Выведение на рынок нового кондитерского изделия хорошего качества и пониженной себестоимости отвечает рыночным требованиям и будет способствовать увеличению потребления и удовлетворению спроса на кондитерские товары.
Литература: 1. Аксенова Л.M. Перспективные направления научно-технического развития кондитерской отрасли / Л. Аксенова // Пищевая промышленность. - 1995 - №4.- С. 15. 2. Рудик А.А. Проблемы научно-технического прогресса в кондитерской промышленности /А. Рудик // Обзорная информация: Кондитерская промышленность. - 1990 - Вып.5. – С. 25. 3. Кондитерские изделия [Электронный ресурс] // Режим доступа - [сылка более недоступна} 4. Індекси промислової продукції за 2007-2011 роки [Электронный ресурс] // Режим доступа - [сылка более недоступна} 5. Обзор рынка шоколада и шоколадных изделий [Электронный ресурс] // Режим доступа - [сылка более недоступна}
|