| Делегирование полномочий. Централизация и децентрализация властиДелегирование полномочий – передача права своим подчиненным принимать руководящие решения и осуществлять определенные действия. Делегирование полномочий позволяет управляющему с большей эффективностью использовать свое время. Всю работу, которую поручают подчиненным, можно разделить на группы, такие как:
 подготовительная работа, где происходит сбор сведений;
рутинная работа, не требующая особых навыков, но на которую затрачивается очень много времени. Выполняя такую работу, исполнитель не принимает серьезных решений;
специализированная работа, предполагающая наличие особых навыков. Все полномочия, связанные с выполнением такой работы, делегируются, так как один человек не в состоянии хорошо выполнить много видов такой деятельности (правовое обеспечение работы предприятия, маркетинговые исследования и бухгалтерский учет).
 Власть может сосредотачиваться в одних руках, а может рассредоточиваться в разных направлениях.
 Централизация власти – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации.
 Децентрализация власти – передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.
 Степень централизации и децентрализации в организациях определяется с помощью переменных. К ним относятся:
 число решений, принимаемых на каждом уровне управления;
важность решения для организации в целом;
степень контроля за исполнением принятого решения.
 Организации развиваются, делая постоянный выбор между централизацией и децентрализацией.
 При проектировании организации на выбор могут влиять следующие факторы:
 капиталоемкость принимаемых решений. Многие предприятия документально фиксируют конкретную сумму, в пределах которой руководитель может принимать те или иные решения;
единообразие политики;
размеры предприятия. Существует предел, до которого централизация дает определенный эффект, после превышения этого предела актуален вопрос о децентрализации;
организационная культура системы. Необходимо учитывать ее ценностные ориентации, нормы и образцы поведения;
философия управления;
стремление частей к самостоятельности. Выделение части из целой организации сопровождается стремлением этой части превратиться в новое целое;
наличие соответствующих кадров и т. д.
 
 Дорофеева Л.И. Менеджмент | Дружинина З.Г. Менеджмент | Замедлина Е.А. Основы менеджмента | Михалева Е.П. Менеджмент
 |