Стадии конфликта
Существует несколько стадий конфликта: - латентная – стадия
формирования недовольства по какому-либо вопросу, накопления негативных моментов по отношению к определенному человеку или группе людей;
- острая – «взрыв»
негативных эмоций, активное выяснение отношений, негативное восприятие человека или группы, также как и результатов их труда. Обычно в данной стадии
прибегают к вмешательству вышестоящих органов как арбитров в данной ситуации;
- затухающая – стадия разрешения конфликта, снижение «накала» ситуации, поиск
вариантов разрешения конфликта либо искусственное разрешение конфликта, возможно формирование хронического конфликта.
В конфликте можно выделить несколько
периодов, включающих в себя этапы. Первый период, латентный, включает в себя следующие этапы: - осознание объективной проблемной ситуации, когда
реальность воспринимается как проблема, существует необходимость;
- возникновение объективной проблемной ситуации. Конфликт зарождается путем определения
объективной проблемной ситуации. Суть такой ситуации заключается в том, что возникают противоречия между субъектами, так как еще нет конфликтных действий и
противоречий, и именно поэтому такую ситуацию принято называть проблемной;
- понимание того, что конфликтная ситуация не всегда может возникнуть из-за
противодействия сторон;
- предконфликтная ситуация. Конфликтная ситуация, как правило, воспринимается как спокойствие и безопасность одной стороны конфликта
и небезопасность другой.
Второй период, открытый: - инцидент, когда столкновение сторон только начинает набирать свои обороты и при этом происходит
попытка силой доказать свою правоту;
- эскалация – при данной ситуации возникает повышение интенсивности противостояния сторон. Эскалацию можно
характеризовать некоторыми признаками: рост эмоциональной напряженности, переход от аргументов к претензиям и личным выпадам, расширение границ конфликта и
т. д.;
- сбалансированное противоречие, когда стороны противоречия продолжают конфликтовать, однако при этом интенсивность борьбы снижается и стороны
осознают бессмысленность конфликта;
- завершение конфликта. Заключается в том, что конфликтующие стороны ищут решение конфликта и прекращают конфликтовать
по любым причинам.
Третий период, послеконфликтный: - в данном периоде частично нормализуются отношения, но негативные эмоции еще не
исчезли;
- наступает полная нормализация отношений, сторонами осознается важность взаимного сотрудничества.
Боронова Г.Х. Психология труда | Григорьева М.В. Психология труда | Прусова Н.В. Психология труда
|