Принципы статической и динамической организаций
Организация
рассматривается как социальная система, которая реализует себя в
производстве товаров, услуг, информации и знаний. Организация как любая
материальная система проходит все этапы жизненного цикла или их часть.
Этапы можно объединить в две группы.
Статическая группа включает:
порог нечувствительности и ликвидации. Организацию, находящуюся в этой
группе, называют статической. В такой организации внутренние и внешние
отношения рассматриваются в отрыве от их развития.
Динамическая группа включает:
внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад и крах. Организацию,
находящуюся в данной группе, называют динамической. В такой организации
преобладают координирующие действия.
Принципы статической и динамической организации.
Принципы приоритета:
- принцип приоритета цели: в системе
«цель – задача – функция» наивысший приоритет имеет цель, затем задача и
далее функция;
- принцип приоритета функций над
структурой при создании организаций: создание новых организаций
осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель
реализуется набором задач, которые группируются по общности, и для этих
групп формируется набор функций;
- принцип приоритета структур над
функциями в действующих организациях: в реально действующих организациях
со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние
постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются;
- принцип приоритета субъекта
управления над объектом при создании структурного подразделения: при
создании организации собственник должен подбирать под себя персонал,
выпускаемую продукцию, местоположение организаций;
- принцип приоритета объекта управления
над субъектом: руководители и главные специалисты должны подбираться
под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости.
Принципы соответствия:
- принцип соответствия между
поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен
соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов,
призванных обеспечить выполнение набора задач;
- принцип соответствия
распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один
линейный руководитель и любое количество функциональных. Не допускается
ситуация, когда подчиненный по другим каналам является линейным
руководителем своего руководителя;
- принцип соответствия эффективности
производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено
соответствие между эффективностью и затратами. Увеличение эффективности
всегда связано с увеличением качества изделий, а это, в свою очередь,
приводит к увеличению затрат;
- принцип ритмичности: производственные
и информационные процессы должны идти равномерно по заранее заданным
временным интервалам;
- принцип пропорциональности:
производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы
не было простоев и затоваривания;
- принцип синхронизации: среди
производственных и информационных процессов необходимо выделить
постоянный или временный центр синхронизации, под который должна
подстраиваться работа других подразделений.
Ефимова С.А. Теория организации | Кабкова Е.Н. Теория организации | Тюрина А.Д. Теория организации
|