Каталог статей |
Науменко Я.Н., Ровенская В.В., Яковенко М.Н. Проблемы инновационного развития экономики УкраиныТемпы развития национальной экономики в современных условиях определяются инновационной активностью предприятий, применением новых знаний связанных с рыночными отношениями. Инновационная активность национальной экономики определяется результатами деятельности предприятий, которые разрабатывают и внедряют нововведения в производство товаров, сферу услуг и другие отрасли хозяйствования. Инновационная деятельность предприятия зависит от его инновационного потенциала, который рассматривается, как возможность предприятия эффективно внедрять новые технологии. Важную роль в повышении инновационной активности предприятий играет выбор и реализация соответствующей стратегии инновационного развития предприятия. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность, и поэтому, низкая мотивация, как к разработке, так и финансированию инноваций. Интеграция в мировое экономическое пространство возможна только на основе динамического развития инновационных процессов [1]. Вопрос инновационного развития является достаточно актуальным, поскольку большинство стран, в том числе и Украина, не может встать в ряд европейских государств без технологического обновления производства и без освоения инновационных рычагов конкурентоспособности экономики. Современный этап развития экономики характеризуется важным ускорением темпов научно-технического прогресса, который обуславливает постоянные изменения в структуре и динамике общественных нужд и, как следствие, заостряет конкуренцию в предложении новых товаров и услуг, а так же улучшение их качественных характеристик. Поэтому развитие инновационной сферы, через которую продвигают в производство достижения научно-технического прогресса, является особенно актуальной областью. Инновационная деятельность нуждается в серьезном внимании со стороны отраслевых органов управления и других субъектов хозяйствования, которые принимают участие в инновационных процессах [2]. Весомый вклад в исследование проблемы инновационного развития организаций и управления инновационными процессами осуществляется отечественными и зарубежными учеными, такими как М. Денисенко, Т. Воронковой, С. Ладыка, П. Гончарова, М. Боярской, Н. Краснокутска, Ю. Бажал, Ф. Поклонский. В своих работах эти ученые отображают такие аспекты, как проблемы формирования национальной инновационной политики, экономическая целесообразность введения новых технологий, возможности ускорения инновационных процессов. Целью данной работы является изучение инновационной деятельности предприятия, выявление основных способов и методов получения нового или улучшенного продукта, либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребности общества в новшествах в целом. Задача статьи – на основе анализа современных инновационных процессов в Украине определить возможные модели ее инновационного развития. Объект исследования – инновационное развитие экономики Украины. Предмет исследования – инновационные процессы, которые происходят на предприятии. Главная предпосылка инновационной деятельности состоит в том что, все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а так же учитывать ошибки, неудачи и просчеты. По сути, инновационная деятельность направлена на использование и коммерциализацию научных исследований, и разработку, улучшение потребительских качеств выпускаемых изделий, совершенствование технологий их изготовления с последующим внедрением и эффективностью реализации на внутреннем и зарубежном рынке [3]. Инновационная деятельность включает: ¾ выявление проблем предприятия; ¾ осуществление инновационного процесса; ¾ организацию инновационной деятельности. Развитие современного общества в значительной степени определяется наличием и эффективностью протекающих в нем инновационных процессов, обусловливающих превращение результатов научно-исследовательских работ в новые, востребованные продукты, технологии, услуги. Важной составляющей инновационной деятельности является работа высококвалифицированных технологов, конструкторов, маркетологов, экономистов, финансистов, которые выполняют специфические функции, связанные с технологическим проектированием и конструкций инноваций [4]. С начала становления Украины как независимого государства, основное внимание уделялось богатствам недр, природным ресурсам нашей страны, ее географическому положению. А об интеллектуальном потенциале говорилось значительно меньше. Но сегодня многие понимают, что единственный путь развития Украины – инновационный [5]. Эффективное организационное обеспечение управления инновационной деятельностью предприятия невозможно без учета особенностей конкретных сфер создания и использования инноваций [6]. Инновационная деятельность включает: инновационный процесс по эволюционному преобразованию научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, маркетинговые исследования рынка сбыта товаров, их потребительских свойств, конкурентной среды, а также комплекс технологических, управленческих, и организационно-экономических мероприятий. Эти мероприятия в своей совокупности приводят к инновациям, новому подходу к информационным, консалтинговым, социальным и другим видам услуг. Инновационная деятельность по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает: ¾ проведение научно-исследовательских работ по разработке идеи новшества; ¾ подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции; ¾ разработка технологического процесса изготовления новой продукции; ¾ проектирование изготовления, испытания и освоения образцов новой техники необходимой для изготовления продукции; ¾ подготовку обучения, переквалификация. Специальные методы подбора персонала необходимые для проведения НИОКР [7]. Главными и наиболее острыми проблемами в Украине являются проблемы повышения эффективности использования научных разработок и внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство. Еще одной проблемой является недостаточное финансирование инновационного производства и отсутствие целенаправленной политики в этом направлении [3]. Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса, но и вне его, в процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия «ноу-хау», полезных идей. Кроме того, в сферу инновационной деятельности включается модификация продуктов, пользующихся спросом на товарном рынке, путем доработки конструкций и применения новых технологических процессов с целью улучшения эксплуатационных параметров, снижения себестоимости изготовления, получения дополнительной прибыли. Инновационная деятельность в сфере технологической подготовки производства направлена на обновление оборудования, приборов и оснастки, освоение новых способов повышения качества продукции, организации и планирования производственных процессов. Механическая обработка предметов труда последовательно на основе инновационной деятельности уступает место непрерывным физико-химическим процессам. Получает развитие планарная технология – высокопроизводительный метод группового изготовления полупроводниковых приборов и интегральных схем для логических и запоминающих устройств [1]. Быстрое сокращение производственного потенциала и уменьшение затрат на его обновление привело нашу страну за последние годы к коренным изменениям состояния производственного комплекса. В большей части, он оказался физически и морально устаревшим. В отраслях промышленности наблюдается снижение объемов производства наукоемкой продукции, которые определяют технический и технологический уровень страны. Инновационная активность уменьшается под влиянием низкой платежеспособности и спроса, как со стороны государства, так и со стороны негосударственного сектора экономики. В условиях сокращения спроса предприятия и организации в первую очередь сокращают объемы производства наукоемкой продукции в пользу более дешевой и технологически простейшей. Макроэкономическая стабилизация является необходимым, но недостаточным условием выхода экономики государства из кризисного состояния. При отсутствии протекционистских мер современное состояние производственного комплекса не позволяет выдержать конкуренцию с западными производителями даже на внутреннем рынке [8]. Формирование и реализация инновационной политики должны основываться на создании такой системы, которая позволит в кратчайший срок и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этим потенциалом могли бы пользоваться как малые, так и большие предприятия всех форм собственности. Исследование состояния деловой активности промышленных предприятий Украины свидетельствует, по данным Госкомстата, что в современных условиях они не используют и не ставят задачу использования прогрессивных технологий. Вместе с тем на основании опроса работающих на предприятиях, акцентируется внимание на плохое качество и высокую себестоимость собственной продукции, а также на ее низкую конкурентоспособность. Так, среди основных причин, которые ограничивают спрос на основную продукцию промышленных предприятий, названо: ¾ высокую цену собственной продукции как следствие высокой стоимости сырья энергоресурсов и материалов (49 %); ¾ высокую конкуренцию со стороны аналогичных иностранных товаров (23 %); ¾ высокую цену собственной продукции как следствие высокой себестоимости собственного производства (24 %); ¾ высокую конкуренцию со стороны аналогичных отечественных товаров (20 %); ¾ низкое качество продукции, вырабатываемой предприятием (1,5 %); ¾ низкий дизайн собственной продукции (2,5 %) [9]. Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого возможно остановить спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и наполнить рынок конкурентоспособной продукцией. Инновационное развитие предполагает перенесение акцента с традиционных научно-технических решений на использование принципиально новых прогрессивных технологий, переход к выпуску высокотехнологической продукции, осуществление новых организационных форм деятельности, проведение политики ресурсо- и энергосбережения. В Украине практически отсутствуют рыночные механизмы формирования инновационной инфраструктуры, а также нет четкой государственной стратегии формирования рыночно ориентированной национальной инновационной системы. В мире очень много разных моделей инновационного развития страны. Но дело даже не в выборе модели, а в ее отсутствии в Украине как таковой. Это означает, что на наших рынках в основном хозяйничают зарубежные компании. И именно за наш счет они вкладывают деньги в собственное развитие, поощряют не у нас, а у себя дома развитие науки, техники, создают дополнительные рабочие места. А наша страна является, как бы рынком сбыта для их инновационной продукции, для их технологий. Исходя из территориальных, отраслевых и структурных различий научно-технического потенциала Украины можно предложить следующие модели инновационного развития [9]. 1. «Активной диффузии инноваций». Характеризуется взаимосвязью правительства с научными организациями, ВУЗами и предприятиями. Главное задание науки – разработка новых способов применения отечественных и зарубежных технологий. Преимущество данной модели – легкость внедрения. 2. «Государственной поддержки инновационных форм». Ориентирована на государственную поддержку национальных инновационных структур и выход с наукоемкой продукцией на мировой рынок. Наиболее эффективна на этапе выравнивания научно-технического потенциала Украины и развитых стран мира. Главная задача правительства – наращивание научно - потенциала Украины в системе международной рыночной экономики. 3. «Локальная инновационная среда» – это территориальные научно-технические центры. Характеризуются высокой концентрацией на соответствующей территории предприятий с научным, общественным, производственным потенциалом, объединенных единым процессом технологического развития. 4. «Межотраслевые научно-технические комплексы» (МНТК) – это объединение всех моделей, описанных в пункте 3, в единую систему. 5. «Модель СНГ» – основана на научно-техническом сотрудничестве между странами СНГ по общим программам, коммерческим заказам на научно-техническую продукцию. 6. «Мирового производства» – ориентирована на активное участие Украины в международном научно-техническом сотрудничестве и широком обмене научно-техническими результатами и технологиями. Инновационную модель нужно рассматривать как альтернатив традиционным методам развития экономики. За период независимости Украины инновационные разработки приобрели свойства адаптации к переменным условиям. Инновационные проекты осуществляются только в приоритетных направлениях, в основном используются технологии, которые позволяют уменьшать накладные расходы и которые гарантируют прибыль и окупаемость. Инновационный опыт в разнообразных сферах народного хозяйства позволяет обосновать альтернативную роль инновационных моделей, таким образом, [6]: ¾ дают возможность сбалансировать реальное экономическое развитие и обеспечение качественных социальных благ; ¾ активизируют участие науки и творчества в производстве; ¾ заставляют предприятия гибко осуществлять деятельность и вырабатывать продукцию в большем объеме. Таким образом, поиск новых возможностей и механизмов в разработке и внедрении инноваций тесно связан с разработкой моделей инновационного развития, которые предусматривают повышение конкурентоспособности национальной экономики. Управление инновационными процессами в Украине лишено системности и прозрачности, не направлено на эффективное использование ограниченных бюджетных ресурсов и стимулирование инновационной деятельности. Государственная инновационная политика Украины должна быть ориентирована на разные модели инновационного развития в зависимости от состояния научно-технического потенциала. Именно достижение наибольшей эффективности хозяйствования должно стать целью и основным критерием при выборе модели инновационного развития. Анализ основных проблем, которые стоят перед Украиной на пути развития инновационной экономики, требуют дальнейших исследований, касающихся рекомендаций по координированию деятельности органов государственной власти при внедрении системного комплекса мероприятий для поддержки и развития инновационных процессов; разработка и внедрение наукоемких инновационных программ. Украине необходимо сформулировать четкую стратегию формирования рыночно ориентированной национальной инновационной системы развития экономики Необходимо стремится к повышению инновационной политики, поскольку она является мощным рычагом, с помощью которого возможно остановить спад в экономике, обеспечить ее перестройку и наполнить рынок новой или улучшенной конкурентоспособной продукцией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амоша І. Організаційно-економічні механізми активізації інноваційної діяльності в Україні / І. Амоша // Економіка промисловості. – Донецьк, 2005. – 5. – С. 15 – 21. 2. Федулова Л. Перспективи інноваційно-технологічного розвитку промисловості України / Л. Федулова // Економіка України. – 2008. – № 7. – С. 24 – 36. 3. Федоров В. К. О некоторых принципах и особенностях организации инновационной деятельности в современном машиностроении / В. К. Федоров, Г. П. Бендерский, А. М. Белевцев // Сварочное производство. – М., 2006. – 10. – С. 49 – 51. 4. Йохна М. А. Экономика и организация инновационной деятельности: учебник [для студ. высших учебн. заведений] / М. А. Йохна, В. В. Стадник. – Киев: Издательский центр «Академия», 2005. – 399 с. 5. Денисенко М. П., Воронкова Т. Є., Ладика С. В. Проблеми формування національної інноваційної системи України / М. П. Денисенко, Т. Є. Воронкова, С. В. Ладика // Актуальні проблеми економіки. – 2008. – № 4 (82). – С. 73–81. 6. Лепа Н. Н. Организационное обеспечение управления реализацией инновационныых инвестиций / Н. Н. Лепа, А. С. Боенко // Економика промисловості. – Донецьк, 2007. – 4. – С. 85 – 89. 7. Павленко И. А. Экономика и организация инновационной деятельности: Научное пособие / И. А. Павленко. – К.: КНЕУ, 2002. – 150 с. 8. Алімпієв Є .В. Інноваційна політика в Україні: суперечності та шляхи їхнього подолання / Є. В. Алімпієв // Вісник національного університету «Львівська політехніка». – 2007. - №579. – С. 3 – 7. 9. Иванова Е. В. Организационные и экономические аспекты инновационной деятельности в Украине /Е. В. Иванова // «Экономика: проблемы теории и практики» - Днепропетровск: ДНУ, 2007. - №114. - 200 с. |