Каталог статей

Ахенбах Ю. А.

Теоретические основы оценки конкурентоспособности субъектов хозяйствования

Необходимым условием эффективного функционирования субъектов хозяйствования является производство конкурентоспособной продукции и (или) реализация конкурентоспособного товара.

С понятием конкурентоспособности продукции тесно связана категория конкурентоспособности субъектов хозяйствования. В условиях рыночных отношений предприятия вынуждены следить за уровнем конкурентоспособности своей фирмы и ее продукции. Чтобы предприятие было конкурентоспособным в борьбе с ведущими фирмами отрасли, постоянно требуются все более новые решения в организации и управлении производством.

В зарубежной литературе понятие конкурентоспособности предприятия довольно широко освещено.

Хейсе Р. и др. ученые в книге «Динамичное производство» предлагают выделять четыре основных уровня конкурентоспособности предприятия. К первому уровню относятся предприятия, руководители которых считают своей целью продавать продукцию, не прибегая к сложным маркетинговым операциям. Успех их возможен лишь временно, в определенной нише рынка.

Компании второго уровня конкурентоспособности стремятся использовать и максимально перенять приемы, технологии, методы организации производства ведущих фирм отрасли, пригласить специалистов, полагаясь на их профессиональный опыт, независимо от знания ими конкретного производства. Нередко подобные стереотипы не работают уже при незначительном усилении пресса внутриотраслевой конкуренции.

Компании третьего уровня начинают активно воздействовать на свои внутрипроизводственные системы, содействуя их развитию и совершенствованию. Производство в подобных компаниях становится «поддерживаемым изнутри» всеми другими подразделениями.

Компании, у которых производство становится «поддерживаемым извне», например, идеальным производственным планированием или управлением качеством выходят на четвертый уровень конкурентоспособности. Их успех в конкурентной борьбе становится уже не функцией производства, а скорее, функцией управления. Это обеспечивает фирме перспективный успех на рынке, долговременное превосходство над конкурентами.

Сложившаяся система хозяйствования в отечественной экономике позволяет отнести большинство хозяйствующих субъектов либо к первому, либо к второму уровню конкурентоспособности. Однако необходимо отметить, что постепенно намечаются позитивные сдвиги в деятельности ряда предприятий и они стремятся перейти на третий уровень конкурентоспособности, активно воздействуя на внутрипроизводственные системы.

Международная организация «Европейский форум по проблемам управления» регулярно проводит исследования по оценке конкурентоспособности различных фирм и предприятий. При этом понятие «конкурентоспособность» определяется как «реальная и потенциальная возможность фирмы в существующих для них условиях проектировать, изготовлять, и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов».

В рамках данного исследования под конкурентоспособностью субъектов хозяйствования автором понимается характеристика субъекта хозяйствования, отражающая степень превосходства совокупности оценочных показателей деятельности субъекта хозяйствования по «ценовым» и «неценовым» факторам, за определенный промежуток времени в условиях конкретного рынка по отношению к совокупности показателей конкурента.

В мире существует несколько методов оценки конкурентоспособности фирмы. Самостоятельное направление исследований составляют методы оценки конкурентоспособности фирмы, базирующиеся на теории равновесия фирмы и отрасли А. Маршалла и теории факторов производства. Под равновесием понимается такое состояние, когда у предпринимателя не существует стимула для перехода в другое состояние, т.е. д ля изменения объема производства. В условиях равновесия производителя - при достижении максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровне развития техники на данном рынке - каждый из факторов производства используется с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. Критерием конкурентоспособности в рамках данного подхода служит наличие у производителей таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у других конкурентов производительностью.

Необходимо отметить, что методы оценки конкурентоспособности производителя, основанные на теории равенства и факторов производства, хотя и могут использоваться в отношении фирм, все же имеют существенные ограничения в своем применении.

Во-первых, теория равновесия производителя была разработана для исследования процессов развития отрасли в условиях совершенной конкуренции.

Во-вторых, данный метод строится на основе теории, которая, предполагает, что отрасль в результате своего развития должна прийти к состоянию равновесия.

Одной из существенных особенностей данного подхода является возможность привязки конкурентоспособности предприятия к определенным временным промежуткам. Это позволяет рассматривать динамику реальных рыночных процессов как функцию или по крайней мере во взаимосвязи с изменениями самой характеристики конкурентоспособности.

В самостоятельную группу выделяются подходы к оценке конкурентоспособности предприятия, которые связывают ее уровень с показателями качества выпускаемой продукции. Объективный подход к оценке качества предполагает сравнение товара рассматриваемого производителя, с аналогичным товаром фирмы-конкурента. Сравнение чаще всего осуществляется на основе сопоставления ряда параметров данных изделий.

Конкуренция качества, используемая рядом зарубежных стран и получившая широкое распространение в западных странах в 60-е года, по своему содержанию близка к понятию «конкурентоспособность товара)>, поскольку предполагает сравнение двух товаров по степени удовлетворения ими потребностей покупателя. Основным условием повышения конкурентоспособности в рамках данного подхода является эффективная деятельность в области технологии производства, качества и маркетинга.

Известен также способ оценки конкурентоспособности предпринимателя по характеристикам качества продукции, называемой «методом профилей».

Этот подход базируется главным образом на положениях теории маркетинга и используется консультационными фирмами Западной Европы. Этот метод заключается в выявлении различных критериев удовлетворения запросов потребителей применительно к какому-либо продукту, установление их иерархии и сравнительной важности в пределах того спектра характеристик, которые в состоянии заметить и оценить потребитель, а также в измерении технико-экономических характеристик данного продукта и сравнении их с характеристиками других конкурирующих продуктов.

Особое место занимают матричные методы оценки конкурентоспособности фирм, основанные на идее рассмотрения процессов конкуренции в динамике. Теоретической базой этих методов служит концепция жизненного цикла товара и технологии. Согласно этой концепции любой товар или технология с момента его появления на рынке и до исчезновения проходит определенные стадии жизненного цикла, который включает в себя внедрение, рост, насыщение и спад. На каждом этапе производитель может реализовать товар или продукт данной технологии в тех или иных масштабах, что объективно отражается в занимаемой доле на рынке и в динамике продаж.

Анализ некоторых методов конкурентоспособности субъектов хозяйствования позволяет автору прийти к следующим выводам:

Первое. По мнению автора, большую ценность представляют метода оценки, основанные на теории эффективной конкуренции, которые позволяют рассматривать проблемы конкурентоспособности во временном аспекте с учетом рыночной стратегии компании.

Второе. Подходы, базирующиеся на концепции качества товаров, хотя и дают достаточно убедительное описание мотивации рыночной деятельности субъектов хозяйствования, не содержат простых и однозначных критериев, которые позволили бы дать оценку их конкурентоспособности.

Третье. На наш взгляд, наиболее привлекательным является метод оценки конкурентоспособности предприятия, учитывающий временной показатель.

Однако необходимо отметить, во-первых, представленные методы оценки конкурентоспособности фирм, применимы лишь к экономике, подразумевающей наличие конкурентной среды; во-вторых, данные методы не учитывают ситуацию переходного периода, в котором сейчас находится экономика России; в-третьих, предложенные методы оценки конкурентоспособности, применимы лишь к субъектам хозяйствования, выпускающих или реализующих однородную продукцию, исключая возможность оценки конкурентоспособности предприятий одного отраслевого уровня, выпускающих продукцию разного профиля.

В отечественной экономической литературе вопросы оценки конкурентоспособности субъектов хозяйствования рассматриваются рядом исследователей. Однако данную проблему они рассматривают только с точки зрения ее качественной характеристики, не затрагивая возможности количественной оценки конкурентоспособности.

Достоинством позиций авторов по нашему мнению является тот факт, что характеристика составляющих конкурентоспособности субъектов хозяйствования представлена с учетом сложившихся экономических отношений в переходный период. Авторы показывают влияние ряда факторов на конкурентоспособность фирм: коммерческие условия, организация сбытовой сети, организация техобслуживания, имидж предприятия, однако количественной оценки конкурентоспособности субъектов хозяйствования они не проводят.