Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комшанов Д.С. Уровень бюджетной поддержки сельского хозяйства в отдельных регионах РоссииВ экономически развитых странах проблема разной доходности отдельных отраслей решается путем солидной поддержки производства низкорентабельных продуктов, а также бюджетного финансирования социальной сферы села в сочетании с развитием на сельских территориях малого и среднего бизнеса. Сельхозпроизводителям, а также на развитие сельских территорий, финансирование прогрессивных проектов, содержание государственных сельскохозяйственных организаций направляют в среднем 63-65% от валового внутреннего продукта сельского хозяйства.Серьезное внимание проблеме регулирования АПК в России стало уделяться, начиная с 2006 года. В 2006-2007 гг. в России действовал приоритетный национальный проект «Развитие АПК». В 2007 году принята «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.». Выделяемые по данной программе средства на сельское хозяйство недостаточные и составляют примерно 20% от необходимых средств. Причем в данной программе, как и по национальному проекту, предусматривается долевое финансирование из федерального бюджета различных мероприятий при условии первоначального регионального финансирования. Однако, исходя из состояния региональных бюджетов, в более бедных регионах, предусмотренные программой меры не могут быть выполнимыми. В Федеральной бюджетной поддержке доходов сельского хозяйства преобладают компенсационные выплаты на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей которые получают в основном крупные и средние сельскохозяйственные товаропроизводители. Бюджетные субсидии не оказывают большого влияния на доходность сельского хозяйства. Так, в 2007 году уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций без учета субсидий составлял по данным Росстата 8,1%, а с учетом субсидий 17,2%. При этом отношение всех начисленных субсидий к выручке от реализации продукции выросло с 3,9% в 2000 г. до 7,8% в 2007 г., т.е. существенного увеличения бюджетной поддержки сельского хозяйства за данный период не произошло. В то время как в странах ЕС бюджетная поддержка составляла 32%. Отдельные регионы имеют возможность софинансировать федеральные программы прямой поддержкой своих производителей. На практике сложился разрыв и значительная дифференциация уровня бюджетной поддержки. "Богатые регионы" в России расположены преимущественно в северной и восточной ее части, наименее приспособленной к аграрному производству, а аграрное производство ведется в регионах с бюджетным дефицитом (таблица 1). Таблица 1 – Рентабельность производства и уровень бюджетной поддержки в 2007 году
По данным уровня бюджетной поддержки сельского хозяйства в регионах нами была осуществлена их группировка (таблица 2). Регионы России были разделены на группы в зависимости от уровня бюджетной поддержки (размер бюджетных субсидий к выручке сельскохозяйственных организаций) по отношению к среднероссийскому уровню. Было выделено пять групп регионов: с очень низким, низким средним, высоким уровнем и очень высоким уровнями бюджетной поддержки. Таблица 2 – Группировка регионов РФ по уровню бюджетной поддержки сельского хозяйства в 2007 году
Проведенный нами анализ, показывает обратную зависимость уровня бюджетной поддержки от эффективности ведения сельскохозяйственного производства и прямую зависимость от валового регионального продукта на душу населения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||