Каталог статей |
Булхаирова Ж.С. Развитие сельских территорий КазахстанаНа данный момент времени Казахстан добился огромных успехов в развитии экономики страны. Вместе с тем возникает необходимость в условиях рыночных отношений, мирового кризиса по-новому принимать решения о проблемах социально-экономической развитии сельских территорий Казахстана.Сегодня изменились условия хозяйственной деятельности сельских территорий в результате социально-экономических преобразований, которые довольно сильно усугубили проблему занятости и доходов сельского населения. Заработная плата работников сельсхозпроизводства до сих пор является довольно невысокой среди других отраслей экономики. Также, вызывает тревогу сельская бедность и повышенный уровень безработицы, отрицательная тенденция в социальной сфере сельской местности – из года в год ухудшается демографическая ситуация (отток населения в город), уменьшается сеть учреждений социальной инфраструктуры сельских территорий. Социально-экономическая устойчивость сельских территорий является не только базисным условием продовольственной безопасности республики и основой конкурентоспособности аграрного комплекса, но и образует основу для воспроизводства трудовых ресурсов. Проанализируем степень разития СНП с 2004 по 2010 года, на рисунке 1 дана классификация сельских населенных пунктов Казахстана по степени социально-экономического развития на 2004-2010 гг. Количество СНП в 2004 году было в размере 7512 СНП, в 2007 году – 7172 СНП, в 2008 году – 7093, в 2009 году - 7093, в 2010 году - 7002 .
Рисунок 1- Классификация СНП Казахстан по степени социально-экономического развития (по состоянию на 01.01.2010 года) Примечание – рисунок составлен автором по данным МСХ РК
Из рисунка 1 видно, что количество СНП с высоким уровнем развития с 2004 по 2010 гг. увеличилось с 1204 до 2610 единиц, то есть на 1406 СНП; количество СНП со средним потенциалом развития с 2004 по 2010 гг. уменшилось 5625 до 4258 единиц, то есть на 1367 СНП; СНП с низким потенциалом развития уменьшилось с 595 до 102, а именно на 493 СНП; СНП без населения с 88 до 32, то есть на 56 СНП. Таким образом, можно заметить, что уровень потенциала развития сельских населенных пунктов улучшился в 2010 году по сравнению с 2004 года, то есть СНП с высоким потенциалом развития увеличились, хотя СНП со среднем потенциалом развития сократились, но это может быть за счет увеличения СНП с высоким потенциалом развития. Также произошло снижение СНП с низким уровнем развития и без населения. Данная тенденция развития сельских террриторий говорит о том, что программы государства направленны на поддержку и развитие сельских территорий, которые имеют свои положительные результаты и происходит улучшение положения сельских территорий в положительную сторону. По итогам мониторинга на 1 января 2011 года в республике насчитывается 2613 СНП (сельские населенные пункты) с высоким потенциалом развития, 4238 СНП со средним, 92 СНП с низким потенциалом развития и 36 СНП без населения. Так, количество СНП с высоким потенциалом развития по республике за 2010 год по сравнению с 2004 годом увеличилось на 1409 единиц, что свидетельствует о динамике роста количества СНП с высоким потенциалом развития. Количество населения, проживающих в СНП с высоким потенциалом развития выросло с 25 до 56 процентов. По состоянию на 1 января 2011 года в сельской местности проживает 46,5% населения страны. Анализ миграции сельского населения показывает, что, несмотря на отрицательное сальдо миграции, наблюдается рост численности сельского населения за счет естественного прироста. [1] В таблице 1 предсттавлена доля сельского населения, имеющие доходы, использованные на потребление, ниже величины прожиточного минимума.
Таблица 1 - Доля сельского населения, имеющего доходы, использованные на потребление, ниже величины прожиточного минимума[2]
Из таблицы 1 видно, что в общем по Казахстану происходит уменьшение доли сельского населения, имеющие доходы, использованные на потребление, ниже величины прожиточного минимума в 2010 году по сравнению с 2006 годом на 14,3%, что является довольно существенно и говорит о росте денежных доходов сельского населения. В таблице 2 представлены доля сельского населения, имеющего доходы, использованные на потребление, ниже стоимости продовольственной корзины
Таблица 2 - Доля сельского населения, имеющего доходы, использованные на потребление, ниже стоимости продовольственной корзины [2]
При анализе таблице 2 можно увидеть следующие: по Республике Казахстан с 2010 года по 2006 года произошло снижение доли сельского населения, имеющего доходы, использованные на потребление, ниже стоимости продовольственной корзины на 3,2%. И в регионах Казахстана данный показатель достигает своего максимального значения только в районе 1,1% (Западный Казахстан) и минимальный порог показателя – 0,2% (Алматы). Основные факторы, повлиявшие на повышение экономического потенциала села и уровень доходов сельских жителей являются следующие: - направление целевых инвестиций на развитие социальной и инженерной инфраструктур; - развитие цехов переработки и пунктов по заготовке сельхозпродукции; - динамичное развитие хозяйствующих субъектов, малого и среднего бизнеса; - восстановление и использование ирригационных систем в южных регионах республики; - развитие государственно-частного партнерства. Финансирование развития сельских территорий осуществлялось в рамках Госпрограммы, а также в рамках реализации отраслевых и региональных программ. За 2004-2010 годы из всех источников финансирования на развитие сельских территорий выделено 974,2 млрд. тенге, в том числе из республиканского бюджета - 437 млрд. тенге, из местных бюджетов 422,3 млрд. тенге и из других источников - 114,9 млрд. тенге. За указанный период строительством и реконструкцией охвачено 1433 объектов водоснабжения, 8325 объектов электроснабжения, 442 объекта газоснабжения, 1451 км. дорог местного значения, 713 объекта образования, 430 объекта здравоохранения и 516 объектов культуры, спорта и туризма. Осуществлены капитальные ремонты 606 объектов водоснабжения, 10300 объектов электроснабжения, 81 объекта газоснабжения, 2768 км. дорог местного значения, 4864 объектов образования, 3450 объектов здравоохранения, 1245 объектов культуры, спорта и туризма. За 2004-2010 гг.в сельских школах была укреплена материально-техническая база, возросла обеспеченность компьютерной техникой, необходимым спортивным инвентарем, специальным автотранспортом для подвоза учащихся из отдаленных сел и аулов. Для формирования единого информационного пространства проведена работа по подключению сельских организаций образования к единой образовательной сети Казахстана через телекоммуникационные сети и Интернет. В целях обеспечения качества и доступности медицинского обслуживания сельского населения в практику медицинских организаций внедрена телемедицина. Сельские врачебные амбулатории, сельские участковые и центральные районные больницы с их поликлиниками оснащались медицинским оборудованием и санитарным автотранспортом в соответствии с установленными нормативами. Приняты меры, направленные на строительство, реконструкцию и ремонт линий электропередач, обеспечение сохранности линий электропередач и энергетического оборудования для бесперебойного снабжения электроэнергией населения и объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Проведена работа по внедрению современных систем электрического учета. Для обеспечения сел и аулов современными телекоммуникационными услугами проведена цифровизация соединительных линий на участке райцентр-село с одновременным увеличением каналов, внедрены в отдаленных и труднодоступных районах спутниковые системы типа «Дама». Для профессиональной подготовки и переподготовки специалистов для работы в сельскохозяйственном производстве организованы три Центра распространения знаний. В рамках «Дорожной карты» осуществлялась профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных сельских граждан. Законодательно закреплены меры социальной поддержки специалистам социальной сферы сельских населенных пунктов.[3] Также в сельских территориях наблюдается увеличение предпринимательской активности сельского населения за счет открытия новых производств, объектов торгового и бытового обслуживания и т.д. В 2010 году общая площадь используемых сельхозугодий по сравнению с 2004 годом увеличилась на 18,1 млн. га, из них пашни соответственно на 1,7 млн. га, в том числе орошаемой на 0,4 млн. га.[1] Вместе с тем в развитии социальной и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов все еще имеются ряд нерешенных проблем. В 225 селах республики школы находятся в аварийных помещениях, в 53 школах занятия проводятся в 3-4 смены, 1624 объекта образования находятся в зданиях свыше 40 лет постройки, которые под воздействием естественных факторов приходят в разрушение. Слабо развита сеть дошкольных организаций. По данным Министерства образования и науки на 1 января 2011 года в сельской местности охват детей дошкольным воспитанием составляет всего 20,1% от общего числа детей дошкольного возраста. В 4939 селах объекты здравоохранения находятся в приспособленных, в 1648 СНП в арендованных помещениях, а в 1446 селах объекты находятся в зданиях свыше 40 лет постройки. На сегодня обеспеченность СНП клубами по республике составляет всего 40,9 %, библиотеками – 49,1%. Качество обучения в малокомплектных школах не полностью соответствует стандартам образования. На данный момент времени сеть школ–интернатов из - за их нехватки не обеспечивает возрастающую потребность, а в ряде регионов их деятельность почти прекращена. Требуется внести изменения в норматив обеспеченности объектами образования в части обеспечения сел типовыми школами-интернатами. Местным исполнительным органам необходимо завершить работу по приведению сети объектов здравоохранения в соответствие с вновь принятыми нормативами. До настоящего времени 189 СНП пользуются привозной водой, 73 СНП не подключены к энергосетям, в 1511 селах износ линии электропередач и оборудования составляет более 85%. Медленными темпами решается вопрос стабильного электроснабжения малонаселенных сел путем применения альтернативных источников электроснабжения. Одной из главных проблем сельских территорий республики является состояние автомобильных дорог местного значения. По состоянию на 1 января 2011 года капитального ремонта требуют – 23 142 тыс. км, среднего ремонта – 26 074 тыс. км. Для выполнения указанных работ требуется около 700,0 млрд. тенге, а фактически ежегодно выделяется не более 19,0 млрд. тенге. [1] Таким образом, обеспечение устойчивого развития сельских территорий является комплексной проблемой. Её решение возможно при выполнении следующих задач: - обеспечение занятости и повышение уровня жизни сельского населения; - повышение роли факторов управления, информатизации и науки в развитии сельскохозяйственного производства; - достижение на селе социально равных с городом условий получения доходов и общественных благ; - преодоление ведомственной разобщенности в управлении сельской местностью и усиление координации в обеспечении сельского развития между органами государственной и муниципальной власти, общественными и коммерческими организациями, объектами бизнеса и населением; - создание условий для повышения конкурентоспособности продукции, сохранения и воспроизводства природных ресурсов, используемых сельским хозяйством; - увеличение производства продукции растениеводства и животноводства на основе повышения урожайности сельско-хозяйственных культур и продуктивности скота и птицы; - привлечение финансовых ресурсов крупных инвесторов для реализации приоритетных инвестиционных проектов. Рассматривая зарубежный опыт, стоит заметить, что в последние годы развитие сельских территорий становится все более актуальным направлением государственной политики Европейского союза (ЕС). Можно выделить основныеми направления развития сельских территорий на уровне ЕС и государств-участников, в частности Германии и Франции, являются: - межведомственный подход к решению многогранных проблем сельских территорий; - комплексный (интегрированный) территориальный подход, основанный на тесной кооперации различных уровней управления, представителей различных сфер экономики и сельского населения; субсидиарный и партиципативный принцип; разработка и реализация программ развития сельских территорий в основном происходит на муниципальном уровне при активном участии сельского населения; - формирование сети агентств сельского развития, развитие сельскохозяйственного производства с учетом потребностей развития сельских территорий; - создание сельских полисов (сельские полисы – это территории, населенные пункты, объединяющие и способствующие развитию новых видов деятельности по определенным направлениям и дающие мультипликативный эффект для других видов деятельности); - формирование государственной политики развития сельского туризма и строительство сети гостевых домов. В ЕС государственная политика в области сельского туризма направлена преимущественно на депрессивные территории: являясь своего рода социальным амортизатором, сельский туризм позволяет создать дополнительные рабочие места и способствует развитию сельской местности [4]. Таким образом, выбор направлений развития сельских территорий должен осуществляться на основе анализа потребностей производства, существующих и прогнозных ресурсов, спросовых и инфраструктурных ограничений, достижений в научно-технической сфере и передового опыта. Только объединение усилий государства, муниципальных образований, науки, бизнеса и гражданского общества способно вывести сельские территории на траекторию устойчивого социально-экономического развития.
Список использованных источников: 1. Отчет по оценке Государственной программы развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы. Официальный сайт Министерства Сельского хозяйства РК: [сылка более недоступна} 2. Официальный сайт Агентства Статистики РК: www.stat.kz 3. С.Тунгышбеков «Об итогах реализации Государственной программы развития сельских территорий на 2004-2010 годы», Ежемесячный бюллетень газеты: АгроЖаршы от 10.05.11 4.А.С.Шестаков «Проблемы устойчивого развития сельских территорий Вологодской области». 5 (17) 2011 Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз
|