Каталог статей |
Сугурова Г.К. К вопросу о значимости развития регионального туризма в современном КазахстанеВ связи с развитием тенденции конкурентоспособности в Республике Казахстан повышается интерес к совершенствованиям форм и методов туризма, как сектора развития социально-экономического положения населения в целом. Коммерциализация туристической деятельности в стране и за рубежом способствует развитию ускоренными темпами регионального туризма.Историческими предпосылками туризма в Казахстане являются становление и развитие Великого Шелкового пути, начало формирования которого относится к третьему тысячелетию до н.э. Всю территорию страны можно разделить на несколько привлекательных для туристов регионов. В этом отношении следует выделить регионы, имеющие ресурсы для эко-приключенческого туризма, через которые пролегает маршрут Шелкового пути: Алматинская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Акмолинская области. В соответствии с указанными приоритетами определены следующие районы и опорные центры регионального туризма: 1.Заилийский (г.Алматы, с.Тургень, г.Есик, г.Талгар, г.Каскелен, с.Узунагач, г.Капчагай). 2.Северо-Тяньшаньский (с.Кеген, с.Нарынкол, с.Жаланаш, с.Чунджа, с.Кольжат). 3.Жаркент-Талдыкорганский (г.Жаркент, с.Коктал, с.Бас-чи, г.Текели, г.Талдыкорган, курорт «Жаркент-Арасан»). 4. Балхашский (оз.Балхаш, с.Прибалхашье). 5. Северо-Жунгарский (с.Дружба, р-н оз. Алаколь, с. Лепсинск, р-н р. Лепсы, с.Жаркулак, с.Коктума, г.Сарканд, курорт «Арасан-Капал»). 6. Жамбылский (г.Тараз, с.Мерке, р-н Мойынкум). 7. Туркестанский (г.Туркестан, с.Турбат, с.Отрар, с.Шаульдер,с.Баба-Ата, г.Кентау, с.Шаян). 8. Сайрам-Шымкентский (г.Шымкент, с.Сайрам, г.Арысь, г.Чардара). 9. Верхнее-Бухтарминский (с.Катон-Карагай, с.Берель, курорт Рахмановские ключи, р-н оз. Маркаколь). 10. Мангистауский (с.Фетисово, г.Актау, р.п. Ералиев-Курык). Региональный туризм современного Казахстана - это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность по предоставлению комплекса туристических услуг и продаже товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки). Специфика регионального туризма как отрасли национальной экономики заключается в том, что ее продуктом является право на потребление определенного рода услуг и товаров. Основной задачей развития регионального туризма в Казахстане является формирование современной маркетинговой стратегии в соответствии международным стандартам. Для выполнения определенных стратегических задач требуется обеспечения реализации комплекса рекламно-информационных программ по региональному туризму. В комплекс рекламно-информационных программ по региональному туризму входит: -обеспечение рекламно-информационной печатной продукции (каталогов, буклетов, плакатов, карт и т.д.); -качественная организация и количественное проведение уровневых туристических выставок; - привлечение деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно-информационных субъектов; - регулярное обновление официального Интернет-портала; -организация сети информационных центров для учащихся, студенческой молодёжи, а также заинтересованных лиц (туристов, туристических фирм); -проведения ознакомительных поездок по туристическим объектам для учащихся, студенческой молодёжи, а также для иностранных гостей. Совершенствование развития регионального туризма предопределяет посильный вклад туризма в становление конкурентоспособности экономики страны. Региональный туризм в современном Казахстане направлен на предоставление различного рода туристических услуг и товаров туристического спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей туриста. Туристические услуги в региональном товарообороте выполняют функцию необозримого товара. Характерной особенностью региональных туристических услуг как культурно-экономического товара является то, что определённая часть услуг производится без дополнительных затрат с субъектным участием местного населения. За местную валюту туристы потребляют, покупают и вывозят определенное количество товаров, приобретаемых в стране посещения. Региональный туризм в Казахстане как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи не только между региональными центрами, но и между государствами. Для регионального туризма характерны увеличение денежных поступлений от туризма, так как, прежде всего, оказывает экономический и социальный прогресс. С одной стороны совершенствуются транспортные средства, с другой стороны развиваются социально-экономические связи и культурный обмен, усиливается историко-краеведческий научный аспект, а также и человеческий фактор взаимоотношений. В развитии регионального туризма большую роль играет автомобильный и автобусный транспорт. В Послании Президента Н.А.Назарбаева отмечено о значимости совершенствования сети автомобильных международных дорог как ключевым звеном экономики Казахстана. Существенное значение для развития регионального туризма имеет стремление государства к увеличению валютных поступлений от туризма и создание с этой целью отрасли - туристической индустрии. Напрашивается вопрос о значимости туристической индустрии Казахстана на экономическое развития на основе регионального туризма. Туристическая индустрия современного Казахстана должна решать производственные задачи туризма на уровне международного рынка и требовании международного стандарта. Сюда относятся гостиницы и другие средства размещения, средства транспорта, предприятия общественного питания, малые коммерческие предприятия, выпускающие национальные сувениры и другие товары туристического спроса. Сегодня туристическая индустрия Казахстана способствует решению вопроса по трудоустройству, что является одним из главных социально-экономических задач. Совершенствование развития регионального туризма невозможна без взаимодействия с другими отраслями народного хозяйства. Поэтому государственное регулирование развития регионального туризма строится на основе изучения современного состояния международного туристического рынка, анализа роли туризма в становлении конкурентоспособности экономики региона и страны в целом, особенностей его воздействия на и социально-культурное развитие, экологическое состояние, на научное развитие отечественной истории. Итак, региональный туризм влияет на развитие ключевых отраслей экономики и способствует развитию инфраструктуры страны. В целом, туризм может занять третье по доходности место в экономике Казахстана.
Литература: 1 Кусаинов Н. Стратегии страны: этапы их реализации.//Индустри Казахстана. Июнь 2005г.4с 2 Стратегия индустриально – инновационного развития Республики Казахстан и Правительство Республики казахстан. Астана, 2003 год. Стр.132 3 С.Р.Ердавлетов. География туризма: история, теория, методы, практика. – Алматы, 2000-336с.
|