Каталог статей

Сугурова Г.К.

К вопросу о значимости развития регионального туризма в современном Казахстане

    В связи с развитием тенденции конкурентоспособности в Республике Казахстан  повышается интерес к совершенствованиям форм и методов  туризма, как сектора развития социально-экономического положения населения в целом. Коммерциализация туристической деятельности  в стране и за рубежом   способствует  развитию ускоренными темпами регионального туризма.

    Историческими предпосылками туризма в Казахстане являются становление и развитие Великого Шелкового пути, начало формирования которого относится к третьему тысячелетию до н.э. Всю территорию страны можно разделить на несколько привлекательных для туристов регионов. В этом отношении следует выделить регионы, имеющие ресурсы для эко-приключенческого туризма, через которые пролегает маршрут Шелкового пути: Алматинская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Акмолинская области. В соответствии с указанными приоритетами определены следующие районы и опорные центры  регионального туризма:

1.Заилийский (г.Алматы, с.Тургень, г.Есик, г.Талгар, г.Каскелен, с.Узунагач, г.Капчагай).

2.Северо-Тяньшаньский (с.Кеген, с.Нарынкол, с.Жаланаш, с.Чунджа, с.Кольжат).

3.Жаркент-Талдыкорганский (г.Жаркент, с.Коктал, с.Бас-чи, г.Текели, г.Талдыкорган, курорт «Жаркент-Арасан»).

4. Балхашский (оз.Балхаш, с.Прибалхашье).

5. Северо-Жунгарский (с.Дружба, р-н оз. Алаколь, с. Лепсинск, р-н р. Лепсы, с.Жаркулак, с.Коктума, г.Сарканд, курорт «Арасан-Капал»).

6. Жамбылский (г.Тараз, с.Мерке, р-н Мойынкум).

7. Туркестанский (г.Туркестан, с.Турбат, с.Отрар, с.Шаульдер,с.Баба-Ата, г.Кентау, с.Шаян).

8. Сайрам-Шымкентский (г.Шымкент, с.Сайрам, г.Арысь, г.Чардара).

9. Верхнее-Бухтарминский (с.Катон-Карагай, с.Берель, курорт Рахмановские ключи, р-н оз. Маркаколь).

10. Мангистауский (с.Фетисово, г.Актау, р.п. Ералиев-Курык).

  Региональный туризм современного Казахстана - это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность по предоставлению комплекса туристических услуг и продаже товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки).  Специфика регионального туризма как отрасли национальной экономики заключается в том, что ее продуктом является право на потребление определенного рода услуг и товаров. Основной задачей развития регионального туризма в Казахстане является формирование современной маркетинговой стратегии в соответствии международным стандартам. Для  выполнения определенных стратегических задач  требуется обеспечения  реализации комплекса рекламно-информационных программ по  региональному туризму.

     В комплекс рекламно-информационных программ по  региональному туризму входит:

-обеспечение рекламно-информационной печатной продукции (каталогов, буклетов, плакатов, карт и т.д.);

-качественная организация и количественное  проведение уровневых  туристических выставок;

- привлечение деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно-информационных  субъектов;

- регулярное  обновление официального Интернет-портала;

-организация сети информационных центров для учащихся, студенческой молодёжи, а также заинтересованных лиц (туристов, туристических фирм);

-проведения ознакомительных поездок по туристическим объектам для учащихся, студенческой молодёжи, а также для  иностранных гостей.

    Совершенствование развития  регионального туризма предопределяет  посильный вклад туризма в становление конкурентоспособности  экономики страны. Региональный туризм в современном Казахстане направлен на предоставление различного рода туристических услуг и товаров туристического спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей туриста. Туристические услуги в региональном  товарообороте выполняют функцию  необозримого  товара. Характерной особенностью региональных туристических услуг как культурно-экономического товара является то, что определённая часть  услуг производится без дополнительных  затрат  с субъектным участием  местного населения. За местную валюту туристы потребляют,  покупают и вывозят определенное количество товаров, приобретаемых в стране посещения. Региональный  туризм в Казахстане как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи не только между региональными центрами, но и  между государствами. Для регионального туризма  характерны увеличение денежных поступлений от туризма, так как, прежде всего, оказывает  экономический и социальный прогресс. С одной стороны совершенствуются транспортные средства, с другой стороны развиваются  социально-экономические связи и культурный обмен, усиливается историко-краеведческий научный аспект, а также и человеческий фактор взаимоотношений. В развитии регионального туризма большую роль играет  автомобильный и автобусный транспорт. В Послании Президента Н.А.Назарбаева отмечено о значимости совершенствования сети автомобильных  международных дорог как  ключевым звеном экономики Казахстана.  Существенное значение для развития регионального туризма имеет стремление государства к увеличению валютных поступлений от туризма и создание с этой целью отрасли - туристической индустрии. Напрашивается вопрос о значимости туристической индустрии Казахстана на  экономическое развития на основе регионального туризма.   Туристическая  индустрия современного Казахстана  должна решать производственные задачи туризма на уровне международного рынка и требовании международного стандарта. Сюда относятся гостиницы и другие средства размещения, средства транспорта, предприятия общественного питания, малые коммерческие предприятия, выпускающие национальные сувениры и другие товары туристического спроса. Сегодня туристическая  индустрия Казахстана способствует решению вопроса по трудоустройству, что является  одним из главных социально-экономических  задач.

     Совершенствование развития регионального туризма невозможна без взаимодействия с другими отраслями народного хозяйства. Поэтому государственное регулирование развития регионального туризма строится на основе изучения современного состояния международного туристического рынка, анализа роли туризма в становлении конкурентоспособности экономики региона и страны в целом, особенностей его воздействия на и социально-культурное развитие,   экологическое состояние, на  научное развитие отечественной истории.  Итак, региональный туризм влияет на развитие  ключевых отраслей экономики и способствует развитию инфраструктуры страны. В целом, туризм может занять третье по доходности место в экономике Казахстана.

Литература:

1 Кусаинов Н. Стратегии страны: этапы их реализации.//Индустри Казахстана. Июнь 2005г.4с

2  Стратегия индустриально – инновационного развития  Республики Казахстан и Правительство Республики казахстан. Астана, 2003 год. Стр.132

3 С.Р.Ердавлетов. География  туризма: история, теория, методы, практика. – Алматы, 2000-336с.